Аппарат Правительства Российской Федерации
Аппарат Правительства Российской Федерации
Политика — Портал:Политика |
Россия |
![]() |
Аппарат Правительства Российской Федерации — государственный орган, образованный для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и председателя Правительства России и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений [1] .
— организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
— руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность;
— осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, проводит единую финансовую, кредитную и денежную политику;
— разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
— управляет федеральной собственностью;
— осуществляет меры по обеспечению обороны и государственной безопасности;
— проводит единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
— обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан, охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью.
Согласно ст. 115 Конституции, правительство издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на территории РФ. Решения кабинета министров могут быть отменены российским президентом в случае их противоречия конституции и федеральным законам.
В свою очередь кабинет министров вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие.
Правительство имеет право учреждать организации, образовывать координационные и совещательные органы. Кроме того, кабинет министров может создавать комиссии для расследования причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий.
О результатах своей работы правительство ежегодно представляет отчеты Государственной думе.
Предыстория создания
Совет Министров Российского государства как самостоятельный орган власти впервые был сформирован в октябре 1905 года в результате перемен, вызванных первой русской революцией. Основное отличие его от предыдущих аналогичных учреждений заключалось в самоуправлении (во главе стоял один из министров) и возможности принимать собственные решения; тогда как все ранее сформированные Советы полностью зависели от императора и имели статус совещательного органа. Канцелярию возглавлял управляющий делами Совета Министров.
На протяжении всего 20 века изменялась структура государства, вместе с ней изменялась и форма аппарата российского правительства. Совет Министров сменился Временным Правительством, позже его заменил Совет Народных Комиссаров, а потом и Совет Министров РСФСР.
В 1979 году Управление делами Совета Министров поменяло название на «Аппарат Правительства». Тогда же были точно прописаны главные задачи учреждения.
В обязанности Аппарата входило:
- подготовить материалы для рассмотрения Кабинетом Министров;
- проконтролировать выполнение партийных и правительственных постановлений.
Создание Аппарата Правительства РФ стало результатом слияния Управления делами Администрации Президента и Аппарата Председателя Совета Министров в 1991 году. Главой вновь сформированного государственного органа назначался Первый заместитель Председателя правительства.
Структура Правительства России (Президиум)
- Председатель Правительства одобряется подписью Президента РФ и Государственной Думы.
- Заместители председателя и федеральные министры выдвигаются из списка кандидатов Председателя Правительства для утверждения Президентом страны.
Основные требования к субъектам исполнительной деятельности
Невозможность совмещения профессиональной деятельности с любой иной, за исключением преподавания или науки.
Порядок работы Президиума РФ:
- решения принимаются исключительным большинством голосов (распоряжения, постановления);
- все принятые решения могут быть отменены, но не должны противоречить решениям заседания Правительства.
Правительство России обладает обширными полномочиями и необходимо для нормализации работы исполнительных органов государства. Основными подведомственными организациями являются министерства и федеральные органы исполнения власти, в отношении которых проводятся контрольные и надзорные мероприятия.