Клубная карта: почему G20 стала работать эффективнее ООН
Клубная карта: почему G20 стала работать эффективнее ООН
«Большая двадцатка» стала эффективной площадкой для обсуждения острых политических и экономических вопросов. К такому выводу на заседании в японском городе Нагоя пришли министры иностранных дел стран G20. По мнению главы МИД РФ Сергея Лаврова, в современных непростых условиях «группа двадцати» из-за широкой страновой представленности стала наиболее оптимальным форматом для поиска решений и обсуждения проблем мировой экономики и глобальной торговли. Помимо участия в общей программе, шеф российской дипломатии провел ряд двусторонних переговоров, в частности с будущим послом США в РФ Джоном Салливаном.
- ↑G-20 Membership Информация на официальном сайте G-20
- ↑About the G-20 Информация на официальном сайте G-20
- ↑Lex RieffelThe G-20 Summit: What’s It All About?. Brookings Institute (27 октября 2008). Архивировано из первоисточника 19 марта 2012.
- ↑Офиц.сайт — www.pittsburghsummit.gov
- ↑The Search Engine that Does at. // InfoWeb.net
- ↑В Торонто проходит саммит «двадцатки», ИТАР-ТАСС (27 июня 2010 года).
- ↑Страны G20 договорились вдвое сократить дефицит бюджета. Lenta.ru (27.06.2010). Архивировано из первоисточника 19 марта 2012.Проверено 1 июля 2010.
- ↑G20 Seoul Summit Coex.
Большая двадцатка на Викискладе ? |
- Сайт G20 — Página oficial del G-20
- О «Группе двадцати» на сайте НИУ ВШЭ
Саммит G20 в Риме: глобальный поход против Москвы и Пекина начался, но что-то пошло не так
Чем необычен саммит «Большой двадцатки» (G20) в Риме, почему на него не поехали лидеры России и Китая, сможет ли Вашингтон создать широкую коалицию «за демократию» против Москвы и Пекина – на эти и другие вопросы отвечает колумнист Петр Акопов.
В последние выходные октября в Риме состоится главное событие ежегодного календаря международной жизни – саммит «Большой двадцатки». Лидеры крупнейших стран мира не собирались вместе с лета 2019 года – да и сейчас саммит пройдет в комбинированном варианте. Большинство руководителей лично приехали в Рим, но некоторые решили ограничиться онлайн-форматом, пишет Петр Акопов на РИА Новости.
Кто приедет на саммит G20
Причем среди тех, кто выбрал видеоконференцию, – главы России и Китая Владимир Путин и Си Цзиньпин, а причиной стали карантинные ограничения. Из-за них не приедет также и президент Мексики, а премьер-министру Японии добраться до Италии помешали проходящие в воскресенье парламентские выборы.
Зато Германия будет представлена сразу двумя канцлерами – нынешним и будущим: Ангела Меркель берет с собой своего заместителя Олафа Шольца, который вскоре сменит ее на посту главы правительства. Причем Шольц будет и выступать на саммите, и участвовать во встречах – такого раньше в практике G20 не было.
Но римский саммит действительно необычный – тем более что сразу же после его окончания в Глазго начнется встреча в верхах в рамках конференции ООН по климату. В Шотландию переместится большинство участников римской встречи – а Путин и Цзиньпин снова ограничатся онлайн-форматом. Поэтому в центре внимания и в Риме, и в Глазго окажется Джо Байден – и уже пошли разговоры о том, что G20 превращается в западный клуб, а то и вовсе умирает, потому что Россия и Китай решили игнорировать ее.
Почему Путин и Си отошли в сторону
Это, конечно, не так. Москва и Пекин не потеряли интереса к формату «Большой двадцатки» – более того, сложившаяся после 2008 года практика ежегодных саммитов лидеров сильнейших стран мира вполне отвечает российским и китайским представлениям о строительстве нового миропорядка, ухода от западноцентричной практики.
«Большая восьмерка» умерла в 2014-м, от американского предложения создать «Большую двойку» Китай отказался – так что, кроме «Большой двадцатки», больше нет удобных форматов для встреч лидеров важнейших стран мира.
Ближе всего к нему Восточноазиатский саммит, но в нем не представлена Европа и арабский мир. Путин и Си будут участвовать в римских встречах онлайн – а для работы в кулуарах в Вечный город приехали министры иностранных дел России и Китая.
Но все-таки у решения Путина и Си не ехать в Рим, кроме коронавируса, есть и дополнительная причина – Россия и Китай хотят чуть со стороны посмотреть на то, как атлантисты будут продвигать свою повестку в новом, посткоронавирусном мире.
Речь не о том, как всем вместе бороться с пандемией, – о чем тут говорить, если даже взаимного признания вакцин не происходит? И даже не о «зеленом переходе», то есть новой энергетике, которая, по замыслу западных стратегов, должна стать новым приводным ремнем глобализации, позволив Западу и дальше формулировать правила мировой экономики. Нет, речь о более утилитарной повестке: формировании широкой коалиции «за демократию», а в реальности – против Китая и России. В декабре в Вашингтоне Байден соберет онлайн-саммит «за демократию» – вот пускай и порепетирует в Риме. А мы посмотрим из Москвы и Пекина.
Кто рискнет сдерживать Китай по-американски?
Хотя можно заранее предсказать исход – никого из незападных стран втянуть в «антиавторитарный» клуб не удастся, и дело тут вовсе не в том, насколько демократичным считает Запад их внутренние порядки.
В Азии из «Двадцатки» – Индия, Турция, Саудовская Аравия. Им-то зачем антикитайский поход? У каждой из стран огромные связи с Китаем и серьезнейшие отношения с Россией. Мусульманскую Индонезию давно пугают китайской экспансией – но островной республике не хочется снова стать полем битвы Запада с Китаем. Ведь в середине 1960-х, благодаря в том числе и провокациям англосаксов, там уничтожили более полумиллиона коммунистов, преимущественно китайского происхождения.
Даже зависимая и проамериканская Южная Корея не хочет втягиваться в сдерживание Китая – и хорошим уроком для нее служит пример Австралии, заигравшейся в антикитайские игры и теперь теряющей огромный китайский рынок. Может быть, Латинская Америка подпишется на «сдерживание авторитарных режимов»? Но для Мексики, Аргентины и Бразилии куда актуальнее укрепление собственных государств и экономик – с активным участием того же Китая.
Это же касается и единственной африканской страны в клубе великих – ЮАР. К тому же она входит в БРИКС – известную «пятерку» незападных стран, выросшую из российско-китайско-индийского формата.
Две страны – одна «угроза»
Вот и вся незападная часть «Большой двадцатки» – потому что остальные ее участники и так входят в атлантический клуб (европейцы плюс Канада с Японией). Но и многие из них не горят желанием сдерживать Китай по-американски: Италия и Франция, Германия и даже синофобская Великобритания имеют огромные планы на сотрудничество с Поднебесной. Да и с Россией тоже – а ведь «антиавторитарный» подход Байдена объединяет Москву и Пекин в единую «угрозу миру». То есть сдерживать придется и китайцев, и русских – а это просто самоубийственный путь для той же Европы. Которая очень хорошо это понимает – и видит, как атлантисты пытаются насильно подписать ее на всестороннее сдерживание «восточной угрозы».
Генсек НАТО на днях уже сказал о том, что российскую и китайскую угрозы не стоит рассматривать отдельно – имея в виду военную составляющую. А «коалиция за демократию» подводит под сдерживание Китая и России еще и идеологическую основу. Так что любого ее потенциального участника будут принуждать к тому, что с китайцами и русскими очень опасно иметь дело и нужно предварительно все визировать в Вашингтоне.
Понятно, что на таких условиях мало кто захочет стать членом «клуба за демократию» – мир давно уже не управляется Западом. Отсутствие в Риме Путина и Си Цзиньпина не возвращает мир к атлантическому периоду новейшей истории – наоборот, подчеркивает, насколько сильно все изменилось за последние десять лет.
Хороший повод для новой встречи
Но когда же теперь мировые лидеры соберутся вместе? Следующий саммит «Большой двадцатки» запланирован в 2022-м (скорее осенью, чем летом) в Индонезии, на Бали – можно надеяться, что к этому времени коронавирусная пандемия ослабнет и встреча пройдет полностью в очном формате.
Однако еще до балийского саммита у лидеров будет хороший повод для встречи – уже через три месяца в Пекине откроются зимние Олимпийские игры. Там точно будет Владимир Путин, приедет и множество руководителей других государств. Но непонятно, как будет представлен Запад, точнее – Европа. Если так же плохо, как на открытии Игр 2014-го в Сочи (напомним, что это было до возвращения Крыма), значит, европейцам так и не хватило духа отстаивать свою самостоятельность. И это очень большая проблема – но в первую очередь для них самих.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.