Царь Давид в Библии
Имя Давид означает «возлюбленный». В Библии Давид — второй царь народа Израиля после Саула, младший сын Иессея (Ишая) из Вифлеема (Бет-Лехема), возлюбленный Богом. Давиду довелось стать автором Библейской книги Псалмов.
Царь Давид постоянно упоминается в Священном Писании, как один из самых важных персонажей Библейской истории. О Давиде можно прочитать в:
- Первой книге Царств (1 Цар. 16-30),
- Второй книге Царств, Третьей книге Царств (3 Цар. 1-2),
- Первой книге Паралипоменон (1 Пар. 11-23, 28-29),
- Упоминание о нем есть в 10 книгах Ветхого Завета,
- Евангелиях от Матфея,
- Марка и Луки,
- Деяниях святых апостолов,
- Посланиях апостола Павла к Римлянам и Евреям,
- В Откровении апостола Иоанна Богослова.
Родился Давид в Вифлееме, его отца звали Иессей. Отмечается, что у Давида была приятная наружность, белокурый мальчик, младший сын в семье пас овец. Когда Самуил впервые увидел Давида, ему явился глас Божий со словами «Встань, помажь его, ибо это он». Речь шла о помазании на царство. Самуил взял рог, чтобы помазать лоб Давида со словами «Господь будет с тобой во всех твоих делах». Это пророчество сбылось.
При дворе первого израильского царя Саула прекрасному юноше довелось стать музыкантом и оруженосцем, Давид искусно играл на гуслях.
Житие праведного царя Давида
Святой пророк Давид — младший из восьми сыновей старейшины города Вифлеема Иессея, потомка Иуды, которому его отец Иаков обещал управление еврейским народом до пришествия Христа Спасителя. Святой Давид — первый царь из колена Иудина и второй царь народа израильского.
Он родился и жил в Вифлееме, где до помазания на царство пас овец своего отца. Святой Давид отличался послушанием и кротостью, не любил праздности: в свободное от работы время играл на псалтири, слагая под ее звуки славословия Богу. Впоследствии песнопения, сложенные Богодохновенным Давидом, стали известны под названием псалмов. Наделенный прекрасной внешностью, юноша отличался необычайной физической силой, храбростью, ловкостью, без оружия справлялся с хищными зверями, похищавшими овец.
Праведный царь Давид между Мудростью и Пророчеством. Миниатюра их псалтири, первая половина X века
За недостойное царствование Господь через пророка Самуила возвестил царю Израильскому Саулу, что Бог «отнимет у него царство. и отдаст его ближнему его, лучшему его» (1 Цар. 15:28).
Господь возлюбил юного Давида за кротость. «Братия моя добри и велицы, и не благоволи в них Господь» (Пс. 150). «Мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред Тобою в век» (Пс. 40:13).
По велению Божиему в Вифлеем пришел пророк Самуил, взял рог с елеем и помазал святого Давида. «И почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после. А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа» (1 Цар. 16:13, 14).
Слуги Саула пригласили к царю святого Давида, чтобы игрой на гуслях он облегчил ему припадки тоски и раздражительности.
Вскоре началась война с филистимлянами. 40 дней великан Голиаф, облаченный в медные доспехи, вызывал на поединок воина из израильтян; никто не решался сразиться с исполином. Голиаф насмехался над оробевшими израильтянами. Возмущенный высокомерием филистимлянина, святой Давид отказался от воинского снаряжения, взял пастушеский посох, пращу и сумку с пятью камнями и вышел на единоборство. На насмешки Голиафа юноша отвечал: «Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во Имя Господа Саваофа, Бога воинов израильских. » Вера святого Давида в помощь Божию принесла ему победу, решившую исход войны. «Изыдох в сретение иноплеменнику, и проклят мя идолы своими. Аз же, исторгнув меч от него, обезглавих его и отъях поношение от сынов Израилевых» (Пс. 150).
Давид поражает Голиафа. Гравюра. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд
Саул приблизил к себе святого Давида и сделал начальником всех войск. Израильские женщины встречали их после победы с песнями и плясками: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!» Зависть и ненависть овладели Саулом. Слушая музыку, он дважды бросал в святого Давида копье, чтобы пригвоздить его к стене, но тот уклонялся. Чтобы погубить юношу, он посылал святого Давида в самые опасные сражения, обещая выдать за него свою дочь. Нарушив обещание, он вынужден был отдать за него другую дочь — Мелхолу. Но преследования не прекращались. Начались странствования святого Давида по гористым, лишенным растительности пустыням. Наконец, он покинул родину. «И собрались к нему все притесненные, и все должники, и все огорченные душею, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек» (1 Цар. 22:2).
После возвращения святого Давида Саул продолжал преследовать его. Дважды святой Давид мог убить спящего царя, но только взял копье и отрезал край одежды его. «С ненавидящими мира бех мирен» (Пс. 119,6). Он старался убедить Саула, что в душе его нет злого умысла и коварства против помазанника Божия. «Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя» (Пс. 58:2),- взывал пророк. «Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой» (Пс. 41:12).
«Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь» (Пс. 33:20). Филистимляне обратили в бегство войско израильтян и убили царя и его сыновей.
Колено Иудино провозгласило царем святого Давида. Другие одиннадцать колен избрали царем сына Саула Иевосфея. Через 7 лет военачальники Иевосфея убили спящего царя. Голову его они принесли святому Давиду, но он приказал казнить изменников.
После смерти Иевосфея святой Давид был провозглашен царем над всеми двенадцатью коленами Израильскими. Через 5 лет столицей Израильского государства стал Иерусалим (город мира). Святой Давид перенес туда Ковчег Завета, установил торжественное Богослужение, в котором участвовали певцы и музыканты, и хотел построить величественный храм. Но Господь через пророка Нафана объявил святому, что это сделает его сын Соломон, так как святой Давид пролил много крови.
Благословляемый Богом, святой царь Давид преуспевал во всех делах. Он счастливо вел войны с врагами. Всё добытое у побежденных народов посвящал Богу, заготовляя материал для постройки храма.
Обличение Давида пророком Нафаном. Гравюра. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд
Святой Давид не превозносился среди благоденствия, творил суд и правду над своим народом. Но, увлекшись красотой Вирсавии, царь приказал послать ее мужа Урию в самое опасное место сражения. Урия погиб, а царь Давид женился на Вирсавии. Для обличения преступного царя Бог послал пророка Нафана. С глубокой скорбью взывал раскаявшийся: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей. » (Пс. 50:1). Господь простил пророка. Но в искупление вины бедствия не отходили от него. Сын Давида Авессалом восстал против отца, и ему пришлось покинуть Иерусалим и скрываться. Все скорби и испытания святой царь Давид принимал со смирением как воздаяния за свои согрешения.
Святой пророк и псалмопевец Давид постоянно находился в молитвенном общении с Творцом. Царь и полководец, обремененный заботами по управлению государством, он возносил свои молитвы даже ночью.
Прославился Давид не только своим бесстрашием, героическими подвигами, тем, что был самым любимым царем, но и талантом поэта, музыканта и певца. Он сложил много хвалебных песен — псалмов, которые пел, аккомпанируя себе на музыкальном инструменте — псалтири. Этот струнный инструмент был похож на арфу или лиру с 10-12 струнами.
Благодатью Святого Духа святой пророк Давид составил Псалтирь. В песнях-молитвах Давид обращался к Богу. Как пророк святой царь Давид явлен в третьей части Псалтири, где содержатся подробные предсказания о пришествии на землю Господа Иисуса Христа, Спасителя, о Его страданиях, Воскресении из мертвых, Вознесении, а также о Пресвятой Деве Марии — Матери Божией. Сейчас в Псалтири 150 псалмов. Большая часть из них принадлежит Давиду, некоторые написаны Соломоном и другими историческими лицами Ветхого Завета. Псалмы широко используются в Богослужении и личной молитве верующих.
Святой Василий Великий говорит: «Никакие другие книги так Бога не славят, как Псалтирь» — и называет ее общей врачебницей душ. А блаженный Августин пишет, что «пение псалмов души украшает, Ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет, отженет тмы, содевает святыню, человеку грешному укрепление ума есть, заглаживает грехи, подобно есть милостыням святым». В древних монастырях был обычай выучивать всю Псалтирь наизусть. Псалом 50 является образцом покаянной молитвы.
На славянский язык Псалтирь была переведена св. Кириллом и Мефодием в Х веке.
В старости святой пророк царь Давид приказал провозгласить и помазать в преемники себе своего сына Соломона, о котором клялся Вирсавии, что он будет царствовать после него. Передав Соломону материалы, приготовленные для строительства храма и самый план, он завещал приближенным содействовать построению храма. Затем, призвав Божие благословение на весь народ иудейский и прославив Господа за все милости Его, святой царь и пророк Давид мирно почил около 1048 года до Рождества Христова и погребен был в Иерусалиме. Могила царя Давида находится на Сионской горе, рядом с Сионской горницей, в которой Господь Иисус Христос совершил Тайную Вечерю со своими учениками.
В стихире дня, на «Господи воззвах» о пророке Давиде поется: «Богоотца вси восхвалим Давида царя, из него бо пройде жезл дева, И из нея возсия цвет Христос, и Адама со Евою от тли воззва, яко благоутробен».
Царь Давид — биография
Царь Давид — второй правитель Израильского народа. Его царствование длилось сорок семь лет. В историю он вошел как идеальный властитель.
Царя Давида считали праведным царём и пророком. По библейским предсказаниям, Бог предрёк его потомкам править Израильским царством, а также предсказал, что в его роду будет рождён мессия. Давид был богобоязнен, но современники отзывались о нём как о мудром и справедливом правителе, но, как и любому человеку ему было свойственно ошибаться, за свои прегрешения он расплачивался очень долго. Над исторической личностью Давида до нашего времени идут споры, многие факты его правления окутаны легендами и сказаниями. Но археологам удалось добыть свидетельства, которые доказывают реальность его существования, как правителя Израиля.
Происхождение царя Давида
Как свидетельствует Ветхий Завет, что около 1035 года, в городе Вифлееме, расположенного на берегу реки Иордан, в благочестивой семье вифлеемлянина Иессея и его супруги моавитянки Руфи росло восемь сыновей. Самому младшему было впоследствии суждено стать царём Давидом.
Согласно священному писанию, мальчик с самых ранних лет существенно отличался от своих братьев. Он был необыкновенно хорош собой, силён, но самое удивительное, что его отличало это красноречие. Был у него е ещё один дар, он великолепно играл на кинноре (древний струнный инструмент).
В раннем детстве Давид был пастухом, он пас стада овец своего отца. Его детство прошло на склонах холмов, которые окружали его родной город Вифлеем. Родитель был спокоен за свой скот, так как юношу отличала удивительная храбрость, он защищал овец от водившихся в то время на тех землях львов и медведей.
Пока юный Давид пас стада, Израильским царством правил Саул, который был назначен народу самим Богом. Но позднее за свои деяния он стал неугодным своему Творцу, который в нём разочаровался, что выбрал Саула, «непослушного носителя короны». И направил Бог Пророка Самуила, чтобы он подыскал нового претендента на царствование. Выбор пал на Давида, который был затем помазан при его отце и братьях, как будущий царь. А после помазанья снизошёл на Давида Дух Божий.
Служба при дворе царя Саула
Царь Саул призвал Давида к себе на службу, игра на кинноре молодого человека успокаивала царя. Как-то Давид отправился навестить своих братьев, которые несли службу в израильском войске, и там ему пришлось принять вызов филистимлянина Голиафа, огромного великана, который был вооружён, что называется «до зубов». Но Давид смог сразить его одной пращей, и обеспечил победу израильскому войску. С тогда дня Саул принял его окончательно ко двору.
Давид играет на гуслях пред Саулом
Восхищаясь ловкостью Давида, Саул пообещал ему отдать в жёны свою дочь Мелхолу. Но условием свадьбы должен был стать поход против потомков Каслухима. Вернувшись с победой Давид принес царю мешки с отсечёнными мужскими достоинствами, в количестве двухсот штук, таково было требование жестокого Саула.
За время службы Давид подружился с сыном царя — Ионафаном. Успешная борьба с филистимлянами и отвага молодого воина стала затмевать царя Саула в глазах народа, это ситуация вызвала в нём ревность и злобу. Царь стал смотреть на Давида с ненавистью, а со временем и с подозрением. Саул задумал убить Давида, и пытался это сделать тайно, так как открытое убийство могло вызвать недовольство у людей, которые восхищались силой и смелостью молодого воина. Саул старался действовать очень аккуратно.
Давид почитал Бога, и не хотел причинять вред его помазаннику Саулу. Как-то находясь наедине с царём в пещере, он незаметно смог отрезать от его одежды небольшой кусочек, тем самым показывая, что он хочет причинить ему вред, хотя мог бы.
Но однажды Саул не смог скрыть своей вражды и метнул копьё в Давида, но промахнулся, а затем возникла ситуация, при которой его могли заточить в темницу, и Давид был вынужден бежать из страны к своим врагам, к Самуилу в Раму.
Давид скрывается от Саула в пещере
Самуил отправил Давида в убежище, в котором особенно стало чувствоваться присутствие Бога. И ему пришло понимание, что помириться с Саулом ему не суждено, и что он сам преисполнен Духом Божиим. Немного позднее у него состоялась встреча с его давним другом, сыном Саула Ионафаном, который подтвердил его сомнения, по поводу его отца. Ионафан сказал, что перемирию не быть. Ещё некоторое время Давид пытался спрятать своих родственников от Саула.
Воцарение Давида
Преследуемый будущий спаситель стал окружать себя соратниками, которые также, как и он спасались от деспотичного тирана, а также он нашёл поддержку и у своих врагов — филистимлян. Давид со своими товарищами, которых к тому времени насчитывалось около шестисот человек, занимались грабежами амаликитян, и часть добытых ценностей отправлял царю Анхусу.
В продолжавшийся войне с филистимлянами Давид не участвовал. В это время филистимляне сокрушили израильтян в сражении при Гелвуе. Там погиб сын Саула, а сам царь приказал ударить себя копьём в грудь. Воспользовавшись безвластием Давид со своими вооружёнными людьми прибывает в иудейский город Хеврон, и провозглашает себя иудейским царём. Это означало отсоединение Иудеи от Израиля, в котором царём был провозглашен сын Саула Иевосфей.
Следствием таких действий стала междоусобная война, которая длилась около двух лет. Победа досталась Давиду. К нему в Хеврон направились старейшины из Израиля и признали его царём над всем Израилем. Немного позднее он вернёт Ковчег Завета из Гефа, который ранее был захвачен филистимлянами. А затем он объединил два государства.
Первым большим событием в его правлении станет устранение потомков Саула, а потом и война с иевусеями, вследствие которой он смог захватить и присоединить город Иерусалим. Затем он перенесёт туда и столицу государства. Позднее он заключит мир с триским царём Хирамом, при помощи которого будет построен в Иерусалиме деревянный терем.
Со временем Иерусалим станет иудейским центром, и именно туда будет перенесен Ковчег Завета, который сделает город сосредоточеньем национального культа, так как Ковчег — это самая большая святыня еврейского народа. Его расположат в шатре, и выставят охрану из священников. Давид подумывал построить для него храм, но не стал этого делать, он посчитал, что у него руки в крови его врагов, и этим он осквернит святыню. Эту миссию исполнит его сын и наследник Соломон.
Внутренняя политика
Давид был религиозным человеком и напрочь отказывался от жертвоприношения, в связи с этим он начнёт проводить религиозную реформу. Ему будет приписано авторство экзальтированных псалмов. Богослужения приобретут совсем другой характер, они будут мелодичные, Давид помнил своё детское увлечение музыкой.
Со временем духовная составляющая жизни будет подчинена светским законам, священники попадут в подчинение первосвященникам. Нельзя не отметить и выдающиеся победы царя Давида и на поле сражения, побеждённые народы исправно платили ему дань, в связи с этим была учреждена казна. Давид окружил себя отрядом государственных охранников, которых назвал телохранителями.
Не подлежит сомнению и тот факт, что Давид смог укрепить Израильское государство на манер европейских стран. Всем царским имуществом теперь заведовали чиновники. Давид затеялся переписать всё население, но завершить начатое дело не успел.
Внешняя политика
Во внешней политике Давид добился значительных успехов, расширяя свои владения с помощью военных действий. Он завоевал западную часть Иордании, разбил арамейцев, которые находились на территории Сирии, а потом присоединил Идумею.
При его правлении на территории Израиля были найдены залежи меди, и Давид заключит соглашение с финикийцами. Сотрудничество с бывалыми торговцами принесёт казне немалые доходы. Они скупалали у царя крупы и скот, а оплата была неизвестными израильтянам технологиями, которые им были необходимы и древесиной. Израильтяне научились у более развитых финикийцев письменности и переняли у них алфавит.
Личная жизнь
Ко всем достоинствам царя Давид нужно добавить ещё одно, он был очень любвеобилен и имел множество жён и наложниц, которые родили ему много детей. В те далёкие времена это считалось абсолютно нормальным, и было свойственно многим правителям в разных странах. Полигамия была в чести.
Первой супругой царя стала Мелхола, дочь Саула, детей от этого брака не родилось. Правя в городе Хевроне у царя было шесть жен:
- Ахионама Изеелитянка, от которой у него родился первый сын Амон;
- вторую звали Авигея, у неё родился Далуия, но вероятно он умер во младенчестве, так как упоминание о нём есть только в списке сыновей;
- третью звали Мааха, и она являлась дочерью царя Гессурского. Мааха родила Давиду двоих детей дочь Фамарь и сына Авессалома;
- четвёртая была Аггифа, у неё родился сын Адоний;
- Авитала, пятая жена родила Сафатия;
- И Аглая, родившая Ифреама.
Влюбчивость Давида делала его политическую жизнь напряжённой. И из-за своей влюбчивости он навлёк на себя гнев Бога. Он совершил смертный грех — прелюбодеяние. Однажды он увидел очень красивую девушку и пожелал её, но оказалась, что она состоит в браке за его верным военачальником Урием Хеттеянином. Звали красавицу Вирсавия.
Давид потерял голову от пленительной красоты молодой женщины и велел привести её к нему. Его не смутило то, что она была несвободна. Через время она забеременела, а в скорости вернулся и её муж. Давид думал, что Урий по возвращению домой будет в близости со своей женой, и её связь с Давидом останется тайной, но обманутый мужчина, при всем дворе, на отрез отказался заходить в дом. И тогда Давид приказал отправить его обратно на войну, и передал с ним письмо, в котором приказал отправить его на верную смерть, которую он впоследствии и принял.
Пророка Нафана разгневал поступок царя, он сокрушался его вероломством и обрёк помазанника Божьего на наказание. Господь оставил ему жизнь, но четыре раза он покарает его за содеянный грех. Первым наказанием станет смерть младшего сына, второе наказание будет изнасилование его дочери Фамарь, его первенцем Амномом, третье наказание станет смерть Амнома, которого убьёт его брат Авессалом, который будет недоволен тем, что отец не накажет за насилие своего старшего сына. А затем наступит и четвёртое наказание, Авессалом после убийства будет скрываться, а затем вероломно нападёт на своего отца, он захочет свергнуть его и сам стать царём.
Но его задумка потерпит поражение, его армию Давид разобьёт наголову, а Авесслом погибнет. Давид очень любил своих детей и был крайне опечален такими событиями. Он стал вымаливать у Бога прощение. И он его получил, оно распространилось и на брак с Вирсавией, у него родился ещё один сын, его будущий приемник Соломон.
Но жизнь уже не вошла в привычное спокойное русло, его ещё один сын Адоний стал претендовать на власть, и организовал заговор, и тогда царь отдал корону Соломону. Наряду с его официальными жёнами Давид имел и множество наложниц от которых у него было девять детей. Последнюю наложницу звали Ависага Сунамитянка
Смерть
Давид скончался в семидесятилетнем возрасте, а его сын Соломон стал продолжателем его политических начинаний. Единственное, что не приветствовал новый царь так это войны. В память о великом правителе написано не одно произведение. В 1997 году о его жизни и правлении был снят художественный фильм, который называется «Царь Давид: Идеальный властитель».
Скульптура Давида созданная Микеланджело
Увековечил Давида в мраморе знаменитый скульптор, художник и архитектор Микеланджело Буонарроти. Пятиметровая статуя царю Давиду великая культурная ценность, выполненная непревзойдённым мастером, сейчас находится Академии изящных искусств во Флоренции. На ней Давид изображен сосредоточенным на будущей схватки с Голиафом.
В религиозных традициях
В иудаизме, по еврейской традиции именно из рода Давида должен был появится мессия, который и преобразит мир, в котором царит насилие и войны. С его приходим на земле воцарится мир, которым будет править любовь к Богу.
Гробница Царя Давида
В христианстве, в Новом Завете Давид представляется пророком, героем и праотцом Иисуса Христа, «Сына Давидова». В православии царь Давид стоит на одной ступени с ветхозаветными пророками и праведниками, и является центральной фигурой в богословии. Одним из самых важных элементов православного богослужения, и Ветхого Завета является Псалтырь, то есть Псалмы Давида, которые читаются в наибольшем количестве.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .