Мадам Баттерфляй: сюжет оперы
Опера Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй» была создана в 1903 году в трех (сначала в двух) действиях на либретто Джузеппе Джакозы и Луиджи Иллики. Пьеса Дэвида Беласко, по мотивам которой была написана опера – это переработанный рассказ американского беллетриста Джона Лютера Лонга «Мадам Баттерфляй». Джон Лютер Лонг, в свою очередь, перед написанием рассказа вдохновился произведением французского сочинителя Пьера Лоти «Мадам Хризантема».
У творения Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй» необычная история. 17 февраля 1904 года на премьере оперы произошел грандиозный провал. Пуччини, до этого уже написавший «Манон Леско», «Богему» и «Тоску», был на пике своей популярности. Поэтому все главные участники оперы и сам композитор не сомневались в успешной премьере спектакля.
После того как публике представили первый акт оперы, в исполнении прекрасной Розины Сторкио, в зале повисла гробовая тишина. Потом послышались недовольные выкрики: «Это из «Богемы». Давайте что-нибудь новенькое!». После окончания первого действия послышался свист и непристойные выкрики. Премьера оперы полностью провалилась.
После неудачной премьеры спектакля расстроенный Пуччини забрал партитуру и произвел в ней много изменений, основными из которых было разделение затянутого второго действия на две части. Через три месяца новая вариация оперы была представлена в городе Брешиа в театре «Гранде».
Измененная опера получила грандиозный фурор. Уже после первого действия зрители вызвали на бис композитора вместе с певцами. С тех пор опера «Мадам Баттерфляй» всегда исполнялась с триумфальным успехом.
В музыке оперы «Чио-Чио-сан» Пуччини использовал некоторые японские мелодии, которые гармонично вошли в музыкальную лирическую трагедию, полностью раскрыв драматический образ главной героини. Особая притягательная сила музыки композитора, позволяет слушателю проникнуться и понять необыкновенную красоту японской культуры.