Тема: СПП с придаточными присоединительными
Тема: СПП с придаточными присоединительными.
Данная разработка предлагает материал по закреплению навыков определения СПП с придаточными присоединительными. Также подобранный материал поможет повторить все типы придаточных.
Просмотр содержимого документа
«РЕСУРС 1,2»
Памятка о СПП с придаточными изъяснительными
1. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей,
т. е. соответствуют дополнению;
2. Придаточные изъяснительные в главном поясняют сказуемое;
3. Прикрепляются к главному союзами, союзными словами и частицей -ли;
4. Частица ли употребляется в значении союза, когда надо передать смысл вопросительного предложения;
5. СПП с придаточными изъяснительными построены как предложения с косвенной речью (передача чужой речи в измененном виде);
6. Косвенные сообщения передаются с помощью союзов что, как, будто; косвенные побуждения — с помощью союза чтобы; косвенный вопрос — с помощью частицы ли и союзных слов;
7. Могут употребляться указательные слова — местоимения то, те
Памятка о СПП с придаточными определительными
1. Придаточные определительные отвечают на вопрос какой? (соответствуют определению);
2. Придаточные определительные всегда стоят после главной части;
3. В главной части они поясняют одно слово — существительное;
4. В главной части могут употребляться указательные слова, которые служат для выделения определительного существительного;
5. В СПП с придаточными определительными используются только союзные слова (который, какой, что, где, когда и др.). Все союзные слова можно заменить одним из них — который;
6. Местоименно — определительные придаточные — разновидность определительных.
Отличие: а) вместо существительного в главном поясняется местоимение (тот, каждый, весь и др.);
б)местоименно-определительное придаточное может стоять до и после главной части;
в) отвечают на вопрос кто именно?, что именно?
Просмотр содержимого документа
«Ресурс 3»
Определить тип придаточных. 1. Честность и верность – это дорогой подарок, которого от дешёвых людей не стоит ожидать. 2. Кто вам сказал, что сильные не плачут, когда на них обрушится тоска… Они в душе настолько слёзы прячут, что слабым и не снилось никогда. 3. Когда слёзы текут сами — значит, душа уже не может терпеть. 4. Пусть лучше ногу жмёт ботинок, чем руку подлый человек. 5. К сожалению, не всегда понимаешь, что не во все закрытые двери надо стучать и что не во все открытые — заходить. 6. Умей пережить ту минуту, когда кажется, что всё потеряно. 7. Самая страшная инфляция – когда люди дешевеют быстрее денег. 8. Ухоженный вид, грамотная речь и воспитание – вот то, что всегда будет в моде. 9. Помогайте людям, даже если вы знаете, что они не могут помочь вам. 10. Славен и велик тот, кто вовремя прикусил язык. 11. Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос. Он носом тянется туда, куда душою не дорос.
Определить тип придаточных. 1. Честность и верность – это дорогой подарок, которого от дешёвых людей не стоит ожидать. 2. Кто вам сказал, что сильные не плачут, когда на них обрушится тоска… Они в душе настолько слёзы прячут, что слабым и не снилось никогда. 3. Когда слёзы текут сами — значит, душа уже не может терпеть. 4. Пусть лучше ногу жмёт ботинок, чем руку подлый человек. 5. К сожалению, не всегда понимаешь, что не во все закрытые двери надо стучать и что не во все открытые — заходить. 6. Умей пережить ту минуту, когда кажется, что всё потеряно. 7. Самая страшная инфляция – когда люди дешевеют быстрее денег. 8. Ухоженный вид, грамотная речь и воспитание – вот то, что всегда будет в моде. 9. Помогайте людям, даже если вы знаете, что они не могут помочь вам. 10. Славен и велик тот, кто вовремя прикусил язык. 11. Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос. Он носом тянется туда, куда душою не дорос. Определить тип придаточных. 1. Честность и верность – это дорогой подарок, которого от дешёвых людей не стоит ожидать. 2. Кто вам сказал, что сильные не плачут, когда на них обрушится тоска… Они в душе настолько слёзы прячут, что слабым и не снилось никогда. 3. Когда слёзы текут сами — значит, душа уже не может терпеть. 4. Пусть лучше ногу жмёт ботинок, чем руку подлый человек. 5. К сожалению, не всегда понимаешь, что не во все закрытые двери надо стучать и что не во все открытые — заходить. 6. Умей пережить ту минуту, когда кажется, что всё потеряно. 7. Самая страшная инфляция – когда люди дешевеют быстрее денег. 8. Ухоженный вид, грамотная речь и воспитание – вот то, что всегда будет в моде. 9. Помогайте людям, даже если вы знаете, что они не могут помочь вам. 10. Воистину тот славен и велик, кто вовремя прикусил язык. 11. Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос. Он носом тянется туда, куда душою не дорос.
Просмотр содержимого документа
«Ресурс 4»
ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ
1. к ним нельзя задать вопрос
2. стоят после главного или в середине
3. присоединяются союзными словами
4. союзное слово можно заменить на –И ЭТО————ССП
5. дополняют главное
1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?
2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему .
3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).
Главное предложение в СПП с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию.
Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.
Просмотр содержимого документа
«план-конспект урока»
учитель высшей категории
КГУ «Средняя школа №2»
Г. Атбасар, Акмолинской обл.
Данная разработка предлагает материал по закреплению навыков определения СПП с придаточными присоединительными. Также подобранный материал поможет повторить все типы придаточных.
Тема: СПП с придаточными присоединительными.
Цель: ученики будут совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; сведения о СПП, рассмотрят понятие о придаточных присоединительных; продолжат совершенствовать навыки расстановки знаков препинания в СПП.
Развивающие: Работать над соблюдением орфоэпических норм языка.
Воспитательные: Способствовать воспитанию речевой культуры учащихся;
1. Оргмомент.
Повторение (инд). Расставить ударение в словах: баловать, документ, задолго, звонишь, каталог, красивее, мастерски, облегчит, усугубить, договор, столяр, начал, начала, партер. (карточки)
2. Стадия вызова.
1. Все ученики стоят около доски называют признак СПП садятся за парту
2. Актуализация знаний. Вопросы.
3. А) индивидуально: Создать модуль «Памятка о СПП»
Проработать в парах в мини-группах 4 признака озвучить.
В) Группа №1: проработать материал «Памятка о СПП с придаточными определительными». Ресурс №1
С) Группа №2: «Памятка о СПП с придаточными изъяснительными». Ресурс №2
Д) Группа №3. (сильные ученики) Создать «Памятка о СПП с придаточными обстоятельственными».
Выступление представителей команд.
3. Знание. Применение. Определить типы придаточных. (10 предл) Ресурс №3.
4. Новая тема: запись предложения.
1. Он говорил о том, (что волновало его). 1.Дети старательно убирали в комнате, ( что должно было поднять настроение маме).
— Определить тип придаточных. Есть придаточные, которых мы не знаем.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ….
? Какое из 2х П можно переделать в ССП? (второе)…. и это…
? союз –И- …присоединительный——-(присоединительное)
? Что мы узнали из выполненной работы?
— к придаточному присоединительному нельзя задать вопрос
— его можно трансформировать в ССП с союзом –и-
? Что ещё надо знать? Чем присоединяется? Значение?
5. ВИДЕОРОЛИК
6. Знание. Воспроизведение. Записать признаки придаточных присоединительных:
1. к ним нельзя задать вопрос
2. стоят после главного или в середине
3. присоединяются союзными словами
4. СС можно заменить на –И ЭТО
5. дополняют главное
1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?
2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему.
3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).
Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию.
Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.
Упражнение 1. 2. Ребята пошли в лес, где всегда было много грибов. 2.Ребята пошли в лес, где и заночевали.
3. События, которые последовали далее, были вполне ожидаемы. 3. Поезд, что и следовало ожидать, задерживался.
Упражнение 2. Выделите грамматические основы, расставьте знаки препинания, подчеркните союзные слова как члены предложения.
1. Обе девицы надели желтые и красные башмаки, что бывало у них только в торжественные случаи. 2. Он вежливо поклонился Чичикову на что последний ответил тем же. 3. Мы усердно готовились к экзаменам вследствие чего получили высокие баллы. 4. Вы успешно справились с контрольной с чем вас и поздравляю. 5. Он много читал отчего и поражал всех глубокими знаниями. 6. На экскурсии мы увидели и узнали много нового и интересного зачем и поехали на нее.
Упражнение 3. Найдите СПП с придаточными присоединительными, объясните правописание омонимичных частей речи.
1. В следствии по делу Петрова обнаружен недостаток фактов.
2. Вследствие плохой погоды мы не пошли гулять.
3. Был сильный мороз, вследствие чего в школе отменили занятия.
4. Отчего так плачет Варя?
5. От чего мы должны отказаться, чтобы найти верный путь решения проблемы?
6. Мы отказались от долгих прогулок, отчего появилось время для дополнительных занятий.
7. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной вступил он в этот свет завистливый и душный. (М. Лермонтов.)
8. Человек должен творить добро, зачем и приходит в этот мир.
9. Бабушка забыла, за чем она пошла в комнату.
Упражнение 4. У доски – синтаксический разбор предложения.
[Воздух становился так редок], (что было больно дышать).
(Повеств., невоскл., СПП с придаточным обстоятельственным степени, относится к сказуемому с указательным словом и присоединяется к главному с помощью союза что;
главное – двусост, распр, неосл, неполное;
придаточное — односост, безличное, нераспр, неосл, полное, СГС.
6. Итог. Вопросы ученикам:
С какими видами придаточных познакомились?
Какие придаточные предложения называются придаточными присоединительными?
На какой вопрос они отвечают?
Какими союзами они прикрепляются к главному?
7. Домашнее задание
1. Повторить теоретический материал по теме «СПП»
2. Выполнить (письменно) 194 или 192 по выбору учащихся.
Просмотр содержимого документа
«собери СПП»
СОБЕРИ СПП. Выходят 10 человек: у одних главное П., у других – придаточное. Необходимо объединиться.
1. Нельзя не гордиться народом…
______________________________________________________________
2. Многие люди говорят о любви к земле…
______________________________________________________________
3. Сегодня я часто встречаю так называемых патриотов…
______________________________________________________________
4. Трилогия Есенберлина «Кочевники» подводит нас к размышлению о подлинно человеческих ценностях…
______________________________________________________________
5. Мы сегодня живем в такое удивительное время…
_____________________________________________________________
1. что всячески избегают уплаты налогов, скрывают свои доходы, проявляют свою нетерпимость к людям в политике и в быту.
______________________________________________________________
2. который сумел сохранить благородство и терпимость, уважение к другим народам.
______________________________________________________________
3. где они живут, но небрежно и потребительски относятся к окружающей природе.
______________________________________________________________
4. когда наша жизнь находится в наших руках.
______________________________________________________________
5. что постепенно становятся достоянием нашей жизни.