Момидзи – японский праздник любования алыми клёнами
Момидзи – японский праздник любования алыми клёнами
Вероятно, жителям азиатских мегаполисов недостает близости к природе. Поэтому японцы очень бережно относятся ко всем ее проявлениям. Каждый сезон на островном государстве именуется по-своему и связан с каким-то растением. Осень – это сезон красных кленов, или момидзи.
Весной вся Япония любуется цветением сакуры, летом цветочную «эстафету» принимает флокс шиловидный, а осенью, как и полагается, природа увядает, даря напоследок яркий праздник алых кленов. Леса у подножия гор «наряжаются» в багровые цвета, накрывая остров настоящим огненно-алым покрывалом.
Это время года в Японии прозвали момидзи, что в переводе с исконного языка означает «красные листья». На островном государстве, протянувшимся с севера на юг природные сезоны сменяют друг друга пошагово, давая насладиться своими красотами всем жителям страны. И, если дикая вишня начинает свое цветение с южных регионов, то листья деревьев начинают менять цвет с зеленого на багряный с северных областей. Как известно, в Японии даже существует календарь, оповещающий население о том, в какой момент и в каком регионе страны начинается тот, или иной период.
Момидзи стартует в октябре, продолжаясь вплоть до самых морозов. Это время года можно назвать «японским бабьим летом», когда сезон тайфунов, наконец, заканчивается, и на территории страны устанавливается сухая и солнечная погода. Сами японцы так любят этот период передышки после дождливого месяца, что называют его шестым временем года. Пятым является пресловутый сезон дождей.
В японской поэзии это спокойное и безмятежное время величают akibare (осенняя прозрачность), или nihonbare (японская ясность). И это вполне логично, ведь природа будто успокаивается накануне зимнего сна, устав от дождей и ветров.
Несущиеся вихрем листья клена среди осенних гор,
Хотя б на миг единый не падайте, скрывая все от глаз,
Чтоб мог увидеть я еще раз дом любимой!
Когда температура понижается до 10 градусов, осень начинает свое победное шествие с острова Хоккайдо, медленно двигаясь на юг. Конечно, природным метаморфозам подвержены не только клены, но именно они открывают парад, являясь самым ярким проявлением японской осени. Листва меняет свой цвет, а леса, парки и подножия гор начинают сиять на солнце тысячами оттенков красного и желтого. Лесные массивы украшает рябина, плющ, каштан, сакура. Встречается здесь даже милая нашему сердцу береза, которая, кстати, первой возвещает о приходе осени. Но за желтый цвет в природе Японии, несомненно, отвечает дерево гингко – реликтовый представитель флоры, листья которого осенью становятся драгоценно-золотыми.