Ка-52 против Eurocopter Tiger
Ка-52 против Eurocopter Tiger
Боевые вертолёты давно стали постоянными участниками всех более-менее заметных войн и конфликтов, а их сравнение — частью любого приличного околовоенного спора. Но баталии вокруг ветеранов «Холодной войны» уже давно пора завершить, поэтому сегодня мы сравним российский Ка-52 и европейский Tiger.
…Тем более, наши собрались ещё 114 «52-х» докупить.
Кто есть кто
Разработка советского боевого вертолёта нового поколения началась в далёком 1976 году, а 17 июня 1982 года в воздух поднялся первый экземпляр В-80 — одноместного боевого вертолёта соосной схемы, получившего известность под индексом Ка-50 и прозвищем «Чёрная Акула». Ко второй половине 2000-х финансирование улучшилось, и военные решили, что им больше нравится двухместная версия машины — Ка-52. Её в серийное производство и запустили.
Ка-52 (фото: Антон Петров)
Европейский «Тигр» тоже начался с разработки 1970-х годов, но к первому полёту машина шла долго. «Тигр» полетел впервые лишь в 1991, а его поставки заказчикам начались спустя ещё 10 лет .
Eurocopter Tiger (фото: Mark Broekhans)
Лётные качества
Ка-52 быстрее (почти на 30 километров в час), заметно маневреннее (благодаря соосной схеме) и фактически является самым «летучим» из ударных вертолётов сегодня. Радиус действия у обеих машин примерно одинаков — около 400 километров. Однако у «Тигра» на это уходит меньше топлива: внутренний запас — 1080 килограммов против 1487 у Ка-52. Немудрено, что максимальная взлётная масса тоже серьёзно отличается: 10800 килограммов у Камова против 6000 у «Тигра».
Рейтинг:
Ка-52 — 5
«Тигр» — 4
Живучесть и защищённость
Традиционно для отечественных боевых вертолётов Ка-52 хорошо забронирован: 350 килограммов приходятся на защиту кабины, защищены также двигатели и ряд других важных узлов. Но только на броню полагаться уже не модно. Вертолёты получают бортовой комплекс обороны «Витебск», способный обнаруживать лазерное излучение и пуск ракет. В составе комплекса — автоматическая система управления, станция активных помех для радаров, система защиты от ракет с тепловыми головками, «ослепляющая» их лазерным прожектором, и традиционные отстреливаемые «ловушки».
Если ничего не спасло, оба пилота Ка-52 имеют катапультные кресла, при этом сначала отстреливаются лопасти винта.
На случай падения внутри кабины (если авария произошла на небольшой высоте) средства пассивной безопасности поглощают значительную часть энергии удара и сохраняют здоровье пилотов.
Ка-52 (фото: Иван Савицкий)
У европейца бронирование заметно легче. Большую долю занимают углепластики и кевлар. Основная ставка делается на пониженную заметность машины во всех диапазонах, а также на бортовой комплекс обороны, который, как и российский «Витебск», защищает вертолёт от ракет с радиолокационным, лазерным и инфракрасным наведением. Кроме того, «Тигр» дополнительно защищён от электромагнитного импульса (машина разрабатывалась в пору ожидания ядерной войны в Европе). Катапультных кресел у «Тигра» нет, но кабина и сиденья так же рассчитаны на смягчение эффекта «жёсткой посадки».
Рейтинг:
Ка-52 — 4,5
«Тигр» — 4
Огневая мощь
Оба вертолета несут пушку и подвесное вооружение. Сравним. Ка-52 вооружён 30-мм автоматом 2А42 с ленточным питанием, темп огня регулируется в диапазоне 550-800 выстрелов в минуту, в боекомплект входят осколочно-фугасные и бронебойные снаряды. На «Тигре» — тоже 30-мм GIAT 30M в «вертолётной» версии 781 (отличается сниженной дульной энергией и мощностью заряда), чтобы лёгкий вертолёт не «колбасило» после каждой короткой очереди.
Наши заморачиваться не стали — чего там, 11 тонн в вертолете — и оставили характеристики пушки, исходно позаимствованной у боевой машины пехоты, без изменения.
В пользу французского изделия — более гибкое изменение темпа огня, от 300 до 2500 выстрелов в в минуту. В нашу — более тяжёлый снаряд (почти 400 граммов против 240) и большая начальная скорость: 970 метров в секунду против 810, что даёт более высокую точность и дальность стрельбы.
Eurocopter Tiger
Основой арсенала у любого приличного противотанкового вертолёта (а это главные задачи и для Ка-52 и для «Тигра») — управляемые ракеты. «Главным калибром» Ка-52 является «Вихрь» — тяжелая ПТУР с лазерным наведением, дальностью полёта до 8 километров и скоростью под 2200 километров в час. Система управления ракетой позволяет фиксировать луч лазера на цели непосредственно перед попаданием, это резко снижает вероятность успешного противодействия.
Для европейца основным противотанковым комплексом является TRIGAT-LR (не менее многострадальный, чем сам вертолёт — его разрабатывали почти сорок лет!). Комбинированная ИК/ТВ система наведения, 7 километров дальности, максимальная скорость около 1050 километров в час.
Вот над этим сорок лет трудились? Надо было брать у американцев «Хеллфайр» и не позориться. Австралийцы — первые покупатели «Тигра» — к слову, его и взяли.
Кроме противотанковых ракет, обе машины могут нести ракеты «воздух-воздух» (фактически подвешенные под консоли пусковые установки переносных ЗРК), неуправляемые ракеты и пулемётные контейнеры. Общий арсенал на Ка-52 заметно больше в силу его большей массы: до 2300 килограммов против 1500 у «Тигра».
Рейтинг:
Ка-52 — 4,5
«Тигр» — 3
Бортовая электроника
Как ни странно, но возможности обеих машин в этой части близки. У них есть развитые пилотажно-навигационные комплексы, обеспечивающие полёты в сложных метеоусловиях и в любое время суток. Оба вертолёта оснащены «стеклянными» кабинами с жидкокристаллическими дисплеями, оба имеют нашлемные системы целеуказания.
Пилоты могут наводить оружие на цель поворотом головы.
Возможности систем Ка-52 проверены в бою в Сирии. У «Тигра» есть своя кампания — вертолёты этого типа применяли в Мали, но не слишком удачно. Одну машину потеряли в катастрофе, пилоты погибли. В Сирию и Ирак «Тигры» направлять почему-то не стали. Будем считать это случайностью.
Кабина Ка-52 (фото: Владислав Дмитренко)
Рейтинг:
Ка-52 — 4,5
«Тигр» — 4,5
Надёжность и удобство в обслуживании
Исправность парка Ка-52 оценивается более чем в 90 процентов. Это надёжные машины с проверенной силовой установкой, и проблем с ними после пары инцидентов в первые годы эксплуатации не возникло.
«Тигр» по прежнему остаётся принцессой на горошине, с готовностью парка в 25-30%.
Отказы регулярно возникают как в электронных системах вертолёта, так и в механической части, что сильно разочаровывает пользователей. В итоге немцы и австралийцы уже ищут варианты замены для своего «электронного чуда». Французы пока держатся.
Eurocopter Tiger
Рейтинг:
Ка-52 — 5
«Тигр» — 3
Стоимость Ка-52 «для себя» — около 900 миллионов рублей за штуку, на экспорт — около 20 миллионов долларов (без учёта цены боекомплекта, обслуживания, подготовки пилотов, техников и прочего, способного задрать цену вдвое, а то и выше). «Тигр», как и положено приличной западной машине, дороже — более 40 миллионов долларов за вертолёт (без тех же дополнений).
Ка-52 (фото: Николай Краснов)
Понятно, почему «Тигров» — кроме исходно на них подписавшихся французов, немцев и испанцев — за полтора десятка лет удалось продать на экспорт только 22 штуки. Ка-52 уже отгружено более полусотни, и это явно не предел — особенно после сирийских «демонстрационных полётов».
Рейтинг:
Ка-52 — 4
«Тигр» — 2,5.
Так, вроде всё посчитали? Ну да, наверное. Что в итоге? В итоге у нас
Итоговый рейтинг:
Ка-52 — 27,5
«Тигр» — 21
Ми-24. СССР
Ми-24 является одним из самых широко известных боевых вертолетов во всем мире. Производство Ми-24 было прекращено в 1991 году, но машина всё ещё считается одним из лучших и самых совершенных вертолетов, когда-либо созданных.
Сегодня этот вертолёт находится на вооружении более, чем в 50 странах мира. За всю историю вертолётостроения было создано более 3 500 экземпляров Ми-24, что является рекордом среди боевых вертолётов. На втором месте находится американский «AH-64 Apache» с ≈ 2 000 экземплярами.
Ми-24 использовался во многих локальных конфликтах, включая Афганскую войну и боевые действия в Чечне.
Максимальная скорость: 335 км/ч
Историческая справка
На основе результатов компьютерного моделирования боевого применения вертолётов в военных конфликтах, к середине 80-х годов прошлого века среди авиационных специалистов США и НАТО распространилось представление, согласно которому выживаемость вертолёта в будущем будет в большей мере определяться не живучестью конструкции, а уровнем заметности вертолёта комплексом используемых средств РЭБ , и совершенством применяемых тактических приёмов. Под выживаемостью машины понимается уровень потерь вертолётов в боевых действиях.
Вместе с тем, рассмотрение использованных принципов проектирования, конструктивно-компоновочных решений и особенностей американского Команч, Eurocopter Tiger и др. — не даёт оснований говорить об отмене требований обеспечения боевой живучести, скорее речь идет об изменении ранжирования приоритетов и требований.
При создании вертолёта Tiger должны были соблюдаться следующие принципы:
- Снижение заметности. Узкий фюзеляж (ширина кабины должна была быть около 1 метра), который должен быть выполнен из полимерных композиционных материалов, прозрачных для высокочастотного излучения РЛС.
- Возможность использования тактических приёмов уклонения при обнаружении радиолокационными и акустическими средствами противника. С этой целью вертолёт оснащается различными датчиками и устройствами обнаружения излучений средств ПВО противника. Должны быть реализованы высокие характеристики манёвренности, необходимые для обеспечения энергичного манёвра уклонения, способность конструкции выдерживать перегрузки от +3,5 до −0,5 G
- Способность продолжать полёт при непосредственной стрельбе по вертолёту.
Производство и окончательная сборка вертолёта осуществляется на заводах Eurocopter в Донаувюрте (Германия) и Мириньяне (Франция). Завод в Мириньяне позднее был перепрофилирован на выпуск вертолёта огневой поддержки HAP, большинство из них доработано в вариант HAD для армии Франции. Германское предприятие первоначально предназначалось для выпуска противотанковых вариантов HAC и UHT. HAC предназначен для Франции, UHT — для Германии.
Первый вертолёт Tiger заказчик получил в 2002 году.
Особенностью модификации UHT является возможность нести противотанковые ракеты PARS 3 LR которые работают по принципу «выстрелил и забыл», а также есть варианты с HOT-3, 70-мм неуправляемыми ракетами огневой поддержки Hydra 70, четырьмя AIM-92 Stinger. Эти ракеты (по две с каждой стороны вертолёта) требуются для ведения воздушного боя. В отличие от версии HAP/HCP, UHY не оснащён турелью с 30-мм пушкой, но при необходимости есть возможность установить 12,7-мм пулемёт. Другим отличием вертолёта является использование прицела, который установлен над несущим винтом. Дополнительно этот прицел оснащен инфракрасными и телевизионными камерами второго поколения с эффективной дальностью действия до 18 км.