0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ стихотворения «Поэт» Пушкина

Анализ стихотворения «Поэт» Пушкина

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 99.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 99.

Тема взаимоотношений поэта и окружающего мира всегда была важна для Пушкина, поскольку поэзия была его жизнью. Краткий анализ “Поэт” по плану расскажет ученикам 8 класса о ещё одном важном произведении, в котором поэт рассматривает тему поэта и поэзии. С его помощью на уроке литературы можно показать трансформацию взглядов Александра Сергеевича, переосмысление им многих своих взглядов.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт.
История создания – написанное в 1827 году, произведение было незамедлительно напечатано – в том же году его опубликовал журнал “Московский вестник”.

Тема стихотворения – роль поэта в общественной жизни.

Композиция – двухчастная: первая часть рассказывает о жизни поэта без вдохновения и творчества, а во второй он уже пробуждается благодаря звукам благословенной лиры.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

Эпитеты – “священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова“.

Метафоры – “не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенётся”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.

Статья в тему:  Растительность индийского океана краткое сообщение.  Индийский океан описание, интересные факты

Сравнение – “как пробудившийся орел”.

Анализ стихотворения «Поэт»

В этом произведении Пушкин будто переосмысливает предназначение поэта в целом и собственное предназначение в частности. Используя различные средства выразительности, поэт эмоционально окрашивает свои глубокие размышления, делая их убедительными и бескомпромиссными.

Жанром данного произведения является философская лирика. Автор отождествляет себя с главным героем, транслируя таким образом собственные мысли и переживания.

Композиционное разделение стиха «Поэт» на две части имеет весьма определенный смысл.

1 часть

Начало произведения будто описывает жизнь самого поэта в шумной Москве. Без дара вдохновения, который автор называет призывом Аполлона, творческий человек погружен в прожигание собственной жизни. Он обречен на бесцельное проведение дней в суетном мире. Когда мысли сосредоточены на телесных удовольствиях, у «святой лиры» просто нет шанса начать говорить. Она молчит.

Поэт щедро сдабривает негативными эпитетами такой образ жизни:

  • малодушное погружение;
  • хладный сон;
  • ничтожнейший среди всех ничтожных.

Пушкин-поэт отчаянно ищет смысл в такой жизни. И не находит его. Потому что лишь в созидании, лишь в творении заключается миссия певца. Его голос, его святая лира не могут быть услышаны, пока вокруг безумствует толпа.

Каждая строка, каждое слово этой части пронизаны пессимизмом. Автором хорошо передана атмосфера угнетения души, тусклого существования героя. Чувство нехватки воздуха от отсутствия творческого полета, который задавлен повседневностью, суетой и праздностью.

Статья в тему:  Суть и угрозы, создаваемые парниковым эффектом. Парниковый эффект — глобальная проблема планеты

2 часть

Буквально первая же строчка второй части произведения создает совершенно другое настроение. Появляются эпитеты, имеющие иную эмоциональную окраску:

  • божественный глагол;
  • чуткий слух;
  • гордая голова;
  • дикий и суровый.

Автор будто встрепенулся и что-то переосмыслил. Поэт, смысл которого Пушкин видит в следовании за своим вдохновением, начинает творить. Здесь используется еще одно средство выразительности – сравнение. Душу стихотворца, пробудившуюся и наполненную вдохновением, автор сравнивает с орлом – свободной, мощной, сильной и гордой птицей. Птицей, способной подняться высоко над мирской суетой, способной к свободному полету, не ограниченному ничьим суждением. Птицей, не склоняющей гордую голову к ногам толпы, волной и не имеющей кумира. В этом смысл поэта, как такового. И в этом смысл стихотворения «Поэт».

Лишь свободному от суетности и обыденности поэту дан великий дар вдохновения, позволяющий ему творить. Позволяющий ему жить не ничтожно, а со смыслом.

Общая проблематика стихотворения

Таким образом, в произведении автор поднимает несколько основных проблем:

  • Тема творческого человека.

В стихотворении «Поэт» смысл заключается в умении, в жизненной необходимости даже подниматься над внешней суетой, отрешаться от повседневности. Чтобы освобождаться и творить.

Пушкин, как никто другой знал, насколько обыденность и суета этого мира убивают вдохновение. Разгульные периоды его жизни, проводимые в столице, были малопродуктивны творчески. Зато богаты на дуэли, ухаживания за женщинами и увеселительные мероприятия. Стихотворение «Поэт» передает именно эту особенность поэтической деятельности Пушкина.

Интересно! Часто даже вынужденные уединение и отрешенность от мира становились толчком вдохновения для Пушкина. В 1830 году карантин по холере задержал поэта в имении отца в Болдино. Именно этот период творчества Пушкина, названный Болдинской осенью и подаривший «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», заключительные главы «Евгения Онегина», является одним из самых плодотворных.

  • Проблема взаимоотношений с обществом.
Статья в тему:  Приворожила мужа как снять. Как снять с мужа чужой приворот. Отворот от соперницы: крайняя мера или необходимость

Поэт, то есть человек наделенный даром говорить, не должен идти на поводу у толпы. Не имеет права склонять голову перед кумирами. Не имеет права молчать. Его миссия – нести в этот мир, часто равнодушный и меркантильный, свет своего дара. Не прогибаться под мир, позволяя себя поглотить, а прогнуть мир под себя, освещая души вокруг своим словом.

  • Проблема вдохновения.

Муза поэта своенравна и независима. Она приходит внезапно, когда считает нужным, касаясь «божественным глаголом». И покидает стихотворца так же внезапно. Тогда его лира замолкает. Вдохновение — это дар, с которым следует обращаться крайне бережно.

К Пушкину можно относиться по-разному: кто-то считает его гениальным поэтом и прозаиком, а кто-то не понимает той славы, которая ему приписывается. Но одно можно сказать совершенно точно: Пушкин – поэт, смысл жизни которого заключался в неутолимой жажде настоящей свободы творчества. Которое подобно орлу расправляет свои крылья и совершает неограниченный ничем полет.

Мнение критиков

Судьба автора стихотворения была сложной, ведь несколько лет он находился в ссылках. В произведении Пушкин пытался выразить стремление к творческой свободе, показать остальным, что писатель не является хозяином самому себе, им властвуют искусство, муза и творчество.

У современников к Александру Сергеевичу было разное отношение: одни им восторгались, другие не принимали славы писателя в том масштабе, что ему приписывали. Вот почему некоторые творения поэта подвергались нападкам. Например, Пушкина сильно критиковал Ф. Булгарин, работающий редактором правительственного издания «Северная пчела».

Статья в тему:  Черный язык у ребенка. Чёрный язык у ребёнка: причины и способы устранения

Но русский литературный критик и писатель Апполон Григорьев о нем хвалебно отзывался: «Пришел поэт, появилась огромная творческая сила, которая равна по задаткам всему, что в мире проявлялось не только великого, но и величайшего: Шекспира, Гетте, Гомера — появился Пушкин».

Извечная тема миссии поэта и поэзии раскрывается в стихотворении кратко и точно. Александр Сергеевич видел смысл искусства в пробуждении доброты в душах его почитателей. По смысловой нагрузке произведение напоминает стихотворение автора «Пророк», которое он сочинил годом раньше.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector