0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что открыл Афанасий Никитин? Хождение за три моря Афанасия Никитина

Что открыл Афанасий Никитин? «Хождение за три моря» Афанасия Никитина

Наверняка вам любопытно было бы узнать, что открыл Афанасий Никитин. Прочитав эту статью, вы узнаете, где побывал этот великий путешественник. Годы жизни Афанасия Никитина — 1442-1474(75). Он родился в Твери, в семье Никиты, крестьянина, поэтому Никитин — это отчество, а не фамилия путешественника. У большинства крестьян в то время фамилий не было.

Лишь частично известна историкам его биография. Не существует достоверных сведений о юности и детстве этого путешественника. Известно лишь, что он стал купцом в довольно молодом возрасте и посещал Крым, Византию, Литву и другие государства по торговым делам. Довольно успешными были коммерческие предприятия Афанасия: он возвращался благополучно с заморским товаром на родину.

Ниже представлен памятник Афанасию Никитину, находящийся в Твери.

В 1468 году Афанасий предпринял экспедицию, в ходе которой побывал в странах Востока, в Африке, Индии и Персии. Это путешествие описано в книге под названием «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Статья в тему:  Церковная реформа патриарха никона 17 веке. Церковная реформа XVII века и раскол

Кто такой Афанасий Никитин?

Афанасий Никитин (умер в 1475 г.) — русский путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей, известных под названием «Хождение за три моря». Стал первым европейцем, достигшим Индии в XV веке, более чем за 25 лет до путешествия португальского мореплавателя Васко да Гамы.

Афанасий родился в семье крестьянина Никиты («Никитин» — отчество Афанасия, а не фамилия). В 1468—1474 годах Афанасий Никитин совершил путешествие по Персии (Иран), Индии и территории современной Турции и составил знаменитое описание этого путешествия в книге «Хожение за три моря». Три моря — это Дербентское (Каспийское), Аравийское (Индийский океан) и Черное. В 1475 году его рукопись оказалась у московского дьяка Василия Момырева, и текст ее был внесен в Летописный свод 1489 года, продублирован в Софийской II и Львовской летописях. Также записки Никитина сохранились в Троицком сборнике XV века. Текст, вошедший в летопись, был подвергнут сокращению; более полный, но при этом сильнее отредактированный составителем текст имеется в Троицком сборнике.

Видео: Ямал с вертолета

Памятник Афанасию Никитину.

Памятник Афанасию Никитину расположен на левом берегу Волги между Новым и Старым мостом на одноименной набережной и является настоящим украшением города. Авторы композиции — скульптор Орлов и архитектор Захаров.

Памятник установлен в 1955 году. Четырехметровая бронзовая статуя расположена на гранитном постаменте. Символ дальнего морского путешествия — ладья, а выдвинутая к Волге смотровая площадка напоминает палубу. Портреты Афанасия Никитина не сохранились, поэтому на памятнике изображен образ купца с особенностями русского народа.

Статья в тему:  Болезненная точка на плече. Техника ударов по болевым точкам

Памятник Афанасию Никитину

Историческое значение путешествия Афанасия Никитина.

Первые историки, изучавшие его записи, видели в Афанасии смелого исследователя и патриота. Однако, глядя на путешествие с коммерческой точки зрения, историк Джанет Мартин приходит к выводу, что, хотя Афанасий действительно путешествовал дальше, чем другие русские путешественники его эпохи, и посещал места, которые они не посещали.

Афанасий Никитин и хождение за три моря

Его путешествие в Иран проходило по хорошо развитому торговому маршруту с длительными остановками в городах, известных своими базарами. Афанасий указывает, что его решение продолжить путь в Индию, было основано на информации от мусульманских купцов, которых он встретил в Иране.

Его заметки об Индии, рынке, незнакомом российским купцам, содержат наиболее подробную информацию о товарах и рынках, а также советы по поиску убежища и предупреждения о высоких таможенных сборах. Эта информация была очень ценной для торговцев , рассматривающих такое предприятие.

Joomla! Open Source Content Management

Навигация

Искать

ХОЖДЕНИЯ АФАНАСИЯ НИКИТИНА

Афанасий Никитин был русским путешественником, а также писателем, тверским купцом.
Дата его рождения неизвестна, год смерти – 1475.

Афанасий совершил немалое путешествие, он прошел от Твери до Индии и Персии. Путешествие длилось с 1468 по 1474 год. Землепроходец побывал в Турции, Маскате и на берегу Африки (в Сомали), когда возвращался обратно.
Никитин собрал свои путевые записки в сборнике под названием «Хождение за три моря». Эти путевые записи стали ценным литературно-историческим памятником. Книга отличается своей многосторонностью наблюдений и необычной для тех времен веротерпимостью в совокупности с верностью христианской вере и отчей земле.
Дневник Афанасия под названием «Хождение за три моря» (здесь имелось ввиду Аравийское, Каспийское и Черное море) не раз переписывался. Всего известно шесть тетрадей с записями. Один список в начале XIX века нашел писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Он оценил исключительное значение труда Никитина.
«Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших, описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века… — писал в своей «Истории государства Российского» Николай Карамзин. – Оно доказывает, что Россия в XV веке имела своих Тавернье и Шарденей, менее просвещённых, но равно смелых и предприимчивых, что индейцы слышали о ней прежде, нежели о Португалии, Голландии, Англии. В то время, как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Америки к Индостану, наш тверянин уже путешествовал по берегу Малабара».

Статья в тему:  Аппарат правительства рф включает в себя. Аппарат правительства российской федерации

В давние-предавние времена на Руси про Индию говорили всякие небылицы. В этой заморской стране живут, мол, диковинные люди: у одних растут рога, у других — глаза и рот на животе, а есть там ещё и шестирукие и трёхногие.
Из русских первым увидел своими глазами далёкую Индию тверской купец Афанасий Никитин. В нелёгкое путешествие он отправился в 1466 году, и длилось оно целых шесть лет. Никитин был человеком любознательным, а о том, что он приметил или разузнал, записывал в свой дневник.

Всё получилось неожиданно. В Индию Никитин и не собирался. Планы у него вначале были совсем другие. На территории современного Азербайджана находилось в ту пору государство Ширван. В нём самым крупным городом была Шемаха. Там-то и хотел тверской купец продать меха, а затем приобрести жемчуг и пряности, которые ценились на Руси. Своих денег, чтобы закупить меха, у Афанасия оказалось недостаточно. Поэтому часть товара он взял в долг.
Путь к Шемахе считался опасным. Сначала нужно было проплыть по Волге, а затем — по Каспийскому морю. На реке купеческие суда то и дело грабили разбойники, а в самом низовье Волги лежало Астраханское ханство, откуда на торговые караваны тоже нередко совершались нападения. Друзья отговаривали Афанасия от рискованного похода. Но расторопный купец узнал, что в Москве в это время у великого князя Ивана III гостил ширванский посол Хасан-бек. К русской столице добирался он по Волге, а затем по Оке. Стало быть, назад отправится он тем же путём. И если присоединиться к посольскому кораблю, будет намного безопаснее. Отчего же не попытаться?
В XV веке на Руси для торгового судоходства предназначались струги. На больших стругах имелась палуба с каютой посредине. Струги ходили на парусах и на вёслах. Были и небольшие быстроходные суда – ушкуи. На них могли разместиться человек тридцать. А для морского плавания строили большие корабли – бусы. Управляли бусами опытные кормщики. Грузоподъёмность таких судов доходила до нескольких сотен тонн.
Никитин да ещё несколько купцов на двух кораблях с позволения Хасан-бека поплыли за судном посла. Без происшествий проследовали по всей Волге. Афанасий уже было возрадовался. Но, когда корабли вышли к устью реки, где Волга распадается на несколько рукавов, и стали двигаться неширокой протокой, над головами путешественников вдруг засвистели стрелы. На караван напали люди астраханского хана. Один из купеческих кораблей был ими захвачен. Двум другим удалось уйти от преследования и достичь Каспийского моря.
Казалось бы, теперь город Шемаха, к которому так стремился Афанасий Никитин, был недалеко. Но тут нагрянула новая беда. На уцелевшие суда обрушился шторм. Корабль с тверскими купцами разбило о прибрежные скалы. Те, кто остался в живых, были взяты в плен местными горцами — кайсаками. Сам Никитин находился на посольском корабле, который после пятидневного скитания по бурному морю всё же причалил к дербентскому порту. Дербент, также как Шемаха и Баку, принадлежал Ширванскому ханству.
Словом, хоть и оказался Афанасий Никитин в том заморском краю, куда мечтал попасть, да горько было у него на душе: гол как сокол — нет при нём ни друзей-земляков, ни товара.
Кто другой, может, и вовсе сник бы от свалившихся на его голову напастей, да не таков был наш тверчанин. Прежде всего, добился он от властей, чтобы те вступили в переговоры с горцами-кайсаками.
— Неладно станет Дербенту, — убеждал он, — если купцам не будет сюда хода. Обеднеет ваш город, потеряет уважение.
Все русские люди были освобождены, но их товар вернуть не удалось: частью он пропал при крушении, частью — разграблен. Соотечественники вскоре отправились на родину.
Никитин же, бравший товар в долг, появиться в Твери с пустыми руками никак не мог. Афанасий идёт на заработки в Баку, где, как он разузнал, добывают «земляное масло» — так называли тогда нефть. Она ценилась и в те стародавние времена. Из нефти приготавливали разные лечебные мази. В ней вымачивали паклю, которой конопатили корабли. Делали из нефти и горючую смесь — ею пользовались при осаде городов.
Труд на нефтяном промысле был тяжёлый. Из колодцев, вырытых неподалёку от города, вёдрами черпали нефть и увозили на верблюдах в кожаных мешках. Работая от зари до зари, Афанасий сумел скопить немного денег.
Он решает сесть на корабль и поплыть к персидским берегам. Почти два года скитался тверской купец по Персии (теперь это — Иран). Ко всему присматривался, многому удивлялся. Побывав в городе Ормузе (Никитин называет его Гурмызом), путешественник замечает: «Солнце в Гурмызе так палит, что может человека сжечь». А вот что пишет он о приливах и отливах, которые увидел впервые: «Гурмыз лежит на острове, и ежедневно дважды заливает его море».
На базаре Афанасий узнаёт, что в Индии лошади мелкорослые и слабые, поэтому арабские скакуны там в большой цене. Он приобретает коня, который затем очень пригодился ему в странствиях.
Конечно, как торговый человек, он хотел купить что-либо подешевле в одной стране и продать подороже — в другой. Но и жажда «в путь шестовати» охватывает его всё сильнее. Никитин пересекает Аравийское море и попадает в сказочную Индию. Поразила его не природа, а сам люди Индии, их необычная внешность, одежды, драгоценности. Для него эта страна как сказка, где: «. люди ходят все голые: голова не покрыта, груди голые, волосы в одну косу плетены. Мужи и жёны все черны…» Но и индусы дивились необычной внешности Никитина, ведь они не встречали «белого человека», светловолосого и голубоглазого.
В Индии Никитин проводит несколько лет. Выучив местный язык, он старается здесь как можно больше обо всём разузнать и чему-либо научиться. Он перебирается из города в город, везде подмечает что-то интересное, любопытное. Его приводят в изумление обезьяны, которые повсюду шныряют и хватают всё, что попало. Он пишет: «Индийцы маленьких обезьян подбирают и учат всякому рукоделию, некоторых продают, но только ночью, чтобы они не могли убежать назад, а некоторых обучают играть и плясать».
В султанской столице — Бидаре наш путешественник любовался пышным выездом правителя из дворца. Особенно восхищали Никитина слоны. Он записывает: «Слоны — главная военная сила царства». Выезд, который он наблюдал, открывали триста боевых слонов, наряженных в булатные доспехи. На спине у каждого из них красовался городок-башенка, в которой размещались воины с пищалями и пушками. К бивням слонов были привязаны большие мечи, а к хоботам — тяжёлые гири. Между огромных ушей сидел погонщик, «а в руках у него железный крюк, и им он правит». Считалось, что один боевой слон заменит в сражении 500 воинов.
Чем дальше он путешествовал вглубь Индии, тем более поражала она его воображение. Он уже не раз встречал на своём пути священных животных, которым в индийских городах посвящались храмы, и где они жили в великом множестве. Слышал он и рассказы о птице «гукук» — сове, крик которой приносит несчастье.
В своём путешествии Афанасий Никитин знакомился с религией, обычаями и бытом населения Индии. Жители Индии проникались доверием к чужестранцу из далёкой Московии, они не скрывали от него своих традиций и обрядов, знакомили его с бытом своих семей.
Хоть и сказочная страна Индия, а между тем всё острее и острее начинал тосковать Афанасий по родине. Будучи человеком доброжелательным, честным и общительным, легко сходился он с людьми, а многие индийцы стали его приятелями. Среди знакомых были у него и торговцы драгоценными камнями. Они согласились продать тверскому купцу самоцветы по низкой цене. Этого вполне хватало, чтобы добраться до Твери и вернуть долги.

Статья в тему:  Как проводится празднование День инженера-механика

В скитаниях по странам Востока прошло пять лет. Тосковал Никитин по Руси, по родной Твери, по Волге. Решил он отправляться домой. Принято считать, что обратный путь легче и даже короче. Но не тут-то было. Сел Никитин на корабль, чтобы добраться до Ормуза, но попал в бурю. Судно долго мотало по морю и выбросило у берегов Африки. Затем, поскольку в Персии шла война, решил он пробираться через Турцию, дальше — по Чёрному морю, через Крым и, наконец, по Днепру к русским землям.
Но беды преследовали тверчанина. На этот раз буря, долго носившая корабль по черноморским просторам, вновь прибила его к турецким берегам. В городе Трапезунде на пограничной заставе у Никитина отобрали всё, что он вёз.
В конце концов он попадает в Кафу (Феодосия), где встречает русских купцов, и с ними движется по Днепру. С удивлением слушали купцы его рассказы, похожие на сказку, о далёкой Индии.
Но не суждено было увидеть Афанасию родную Тверь. По дороге к Смоленску он заболел и умер. Перед смертью он передал своим попутчикам записки о своём «Хождении за три моря». Купцы передали записи в Москву в посольский приказ. По приказу Ивана III тетрадки были переданы летописцу. Так появилась на свет интереснейшая книга — «Хождение за три моря». Из неё и стало известно: за 30 лет до португальца Васко да Гама, открывшего путь из Европы в Индию, побывал в этой полной чудес стране наш соотечественник — Афанасий Никитин.

Статья в тему:  Невосприятие алкоголя. Непереносимость алкоголя и ее симптомы. Почему возникает аллергическая реакция на вино или водку

Афанасий, который заранее вовсе не планировал такого длительного путешествия, стал первым европейцем, составившим настолько ценное описание Индии того времени. Он обрисовал Индию правдиво и просто. В его записях не было расового подхода, они отличались редкой для тех времен веротерпимостью. Своими действиями Афанасий доказал всем, что в XV веке, за 30 лет до того, как Индия была открыта португальцами, в путешествие в эту страну мог отправиться каждый, даже не богатый, однако, целеустремленный человек.
Труды Афанасия представляют большой интерес как памятник настоящего русского языка XV века и как один из самых ярких образцов путевых очерков (древнерусских «хожений»).

Афанасий Никитин – герой многих исторических повестей:
Виташевская М. Странствия Афанасия Никитина
Кириллов К. Афанасий Никитин. Время сильных людей
Кунин К. За три моря. Путешествие Афанасия Никитина
Мурашова К. Афанасий Никитин
Прибытков В. Тверской гость

В 1957 году была названа его именем вершина большого горного массива в Индийском океане вблизи экватора.

В 1958 году вышел фильм «Хождение за три моря» (производство киностудии Мосфильм), роль Афанасия Никитина сыграл Олег Стриженов.

В Твери Никитину воздвигнут памятник в 1955 году по проекту скульптора С.М. Орлова. Бронзовая фигура путешественника, стоящего на корме судна, устремлена к Волге, словно готовится вновь отправиться в своё «хождение за три моря».

В июле 2008 года в Феодосии (бывшей Кафе) был поставлен памятник Афанасию Никитину. (Скульптор — Валерий Зенонович Замеховский). В высоту скульптура превышает три метра и установлена на постаменте, сложенном из дикого камня.

Статья в тему:  Чем опасен фанатизм? Фанаты – кто они? Психологическая природа фанатизма

Источники:
Афанасий Никитин //Самые знаменитые путешественники России. – М.: Вече, 1999. – С.273 – 287.
Тихомиров О. Как Афанасий Никитин ходил за три моря //Мурзилка. – 2003. — №2. – С.12-16.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector