0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» Есенина

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» Есенина

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 93.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 93.

Несмотря на то, что стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!» относится к раннему творчеству Есенина, оно поражает оригинальными образами родной земли, безграничной любовью к ней. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Гой ты, Русь, моя родная!» по плану.

Текст стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!»

Сергей Есенин

Гой ты, Русь, моя родная!

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою”.

Средства художественной выразительности

«Кроткий», «веселый», «мятый» — обилие эпитетов в описании природы обоснованно. Кроме данного средства художественной изобразительности, в стихотворении во главу угла поставлена метафора: многие образы создаются именно за счет нее. Примером может служить «мятая стежка». Сама природа у С. А. Есенина наделена чертами человека, она всегда одушевленная у поэта («синь сосет глаза») – олицетворение.

Статья в тему:  Грибы в сосновом лесу: советы грибникам. Где растут грибы Какие грибы растут под хвойными деревьями

Сравнение тоже занимает не последнее место в стихотворении: герой сравнивает себя с богомольцем, а смех девушек сопоставлен со звоном сережек. Что также касается синтаксического начала, то диалог в конце стихотворения играет основополагающую роль. Наконец, С. А. Есенин использует богатую звукопись и цветопись, о чем речь шла ранее.

Тропы играют важную роль в создании настроения стихотворения. Специфический просторечные слова погружаю читателя в атмосферу деревни.

Автор: Татьяна Стекольникова

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

города Дубна Московской области

Конспект урока по литературе
в 11 классе

Анализ стихотворения С.Есенина

«Гой ты, Русь, моя родная. »

учитель русского языка и литературы

Мадигожина Наталья Валентиновна

В «годину невзгод» вошла в поэзию С.Есенина тема России. «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине», — говорил этот лирик. Первые стихи на эту тему, предназначенные для печати, появились в 1914 году. Стихотворение «Гой ты, Русь. » тоже написано в этом трагическом году и является одним из ранних произведений Есенина.

По «форме» это произведение будущего новатора очень простое: оно состоит из пяти четверостиший с перекрестной рифмовкой, в нем чередутся женские и мужские точные рифмы: «родная — края», «образа — глаза». Написан текст четырехстопным хореем — одним из самых распространенных в классической поэзии размером. Здесь нет сложных символов и метафор, характерных для лирики начала 20 века. Первое, что бросается в глаза — это насыщенность стихотворения религиозными мотивами.

Статья в тему:  Внешняя политика Василия I

В этом смысле данное произведение не является для Есенина уникальным. Именно в 1914 году поэт создает более десятка текстов на тему Родины, в которых пишет о божьей благодати, о культе Спасителя, о богомольцах и богомолках. А ведь за два года до этого Сергей слыл безбожником, не хотел носить крест и ходить в церковь. Но, чуть повзрослев, в так называемый «московский период» юноша попытался решить проблемы нравственного и этического характера на материале христианской мифологии. Сам Есенин утверждал, что верил в Христа скорее не как в Бога, а как в идеально прекрасного человека. Тем не менее в стихотворениях 1914 года все в Природе полно божественной, неизреченной тайны, поэту всюду мерещится Божий лик.

В это время он мечтает об идеализированной Руси, где все благостно и свято. Родная сторона показана глазами «захожего богомольца», которого восхищают и живописные картинки природы, и звуки, и запахи. Он верит, что главное в каждой крестьянской хате — это «в ризах образа», восхищается запахами яблок и меда церковных праздников. В одном из своих стихотворений Есенин скажет: «Люблю тебя, Родина кроткая! А за что — разгадать не могу». Но в произведении «Гой ты, Русь. » он дает разгадку тайны. Как же можно не любить русские просторы! Поэт несколько раз подчеркивает, что здесь привольно глазу: «не видать конца и края», лирический герой выбегает «на приволь зеленых лех». Все пейзажные картинки ярко окрашены: синь неба, озер и рек «сосет глаза», поля зеленые, образа мы сразу представляем в золоте, хороводы крестьянки ведут, конечно, в ярких, пестрых одеждах! Звуки смеха, веселого шума, народной пляски. Одно из немногих сравнений этого текста — девичий смех звенит, как сережки.

Статья в тему:  Когда черепахи карета откладывают яйца. Морская черепашка по имени… «каретта-каретта. Черепахи с головой наружу

Есенин пишет о России деревенской, народной и использует просторечную лексику, значение которой нам сейчас даже приходится узнавать в словаре. Оказывается, хоровод называли и «корогодом», низенькая «околица» — это деревенская изгородь, на «лехи», то есть на полосы, делили поля и луга. Читая, чувствуешь, что и сам автор — не коренной житель большого города, он в деревне не такой уж и «захожий», он свой, он умеет чувствовать и народный дух, и природу. В его описаниях столько искренности и непосредственности, что стихотворение превращается в страстный гимн во славу отчизны.

И, по-моему, вовсе не смиренному «богомольцу» принадлежат слова, которыми заканчивается произведение:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».

Мне кажется, в этом выражении «рать святая» просвечивает беззлобный юмор поэта, который появляется у него почти всегда вместе с религиозной тематикой. В другом стихотворении, написанном в том же 1914 году, «у лесного аналоя воробей псалтырь читает». Ветер кажется поэту «рыжим ласковым осленком», на котором едет Спаситель. И всё в мире весело кричит Иисусу: «Осанна!»

Стихотворение Есенина «Гой ты, Русь. » не случайно стало песней, как и множество других произведений этого автора. Я люблю эту его раннюю пробу пера за искренность и за то, что здесь он показывает нам нашу Родину такой, какой она часто предстает в мечтах. Замечательный бард второй половины 20 столетия Александр Галич в «Плачах о России» показывает нам совсем другую, трагическую Русь, сомневается, была ли когда-нибудь эта вымышленная страна, где «листья падают с деревца в безмятежные воды, и звенят, как метелица, над землей хороводы». Он иронизирует вроде бы над этим лубочным образом нашей родины, где «каждый с каждым поделится божьим словом и хлебом», но в то же время понятно, что каждый русский человек хранит в своем сердце веру в то, что такая Русь была когда-то и надежду на то, что мечту о золотой стране, «где все родятся счастливыми и отходят в смиреньи» можно сохранить хотя бы в своем сердце. В сердце, которое и в трудные времена не должно ожесточаться.

Статья в тему:  Как обработать шкуру лисы своими руками. Выделка шкуры лисы. Положение ножа при надрезе хвоста

Я больше люблю более зрелые, более совершенные стихотворения Есенина о Родине, но, мне кажется, что уже здесь виден огромный самобытный талант начинающего автора. Мне нравится это идеализированное, с налетом легкого юмора над своей же наивностью, отношение к российской деревне и природе. Такое восприятие мне гораздо ближе всяких «обличений», на которые многие были горазды уже и в ту эпоху.

В предреволюционные годы, в 1915-1916, и у Есенина будет много стихотворений о тяжелой судьбе России, о необъятной, но вечно нищей стране. Тем удивительней, что именно в год, когда началась мировая война, поэт создал столько текстов о веселых стариках, мирных пахарях, которые собираются на войну «без печали, без жалоб и слез». Кроткие монахи и монашки благословляют родной край и верят в победу и в воцарение вечного мира. Такая страна, как показана в стихотворении «Гой ты, Русь. » воистину даже лучше рая, в который зовет лирического героя «святая рать». В такой России так хочется жить, а если уж придется умереть — то легко и « в смиреньи».

1. Сергей Есенин Собр.сочинений в двух томах. Москва, «Современник», 1990, том 1,с. 52

2. Л.Л. Бельская Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина.Глава 1 «Начало пути», с.5-33, Москва, 1990

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector