0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Великий Новгород: 5 легенд, о которых мало кто знает

Название города — Новгород (т. е. новый город) заставляет задуматься о существовании некоего предшественника — города старого. До сих пор доподлинно неизвестно, при каких обстоятельствах был основан Новгород и почему у него именно такое имя.

Одна из наиболее правдоподобных версий гласит, что предшественником Новгорода является Рюриково городище, расположенное на правом берегу реки Волхов в двух километрах от современного города. Археологические исследования, проводимые близ городища, свидетельствуют о невозможности развития города на прежнем месте. Поэтому, скорее всего, было принято решение о возведении новой крепости на высоком левом берегу реки Волхов. Эту крепость и назвали Новым городом. Позднее это название перетекло на близлежащие селения, или «концы» — Людин, Неревский, Загородский, Славенский, Плотницкий. Новый город с его пятью «концами» был обнесен высоким валом.

Как устроен Собор Святой Софии

Мартирьевская паперть

В Софии есть уникальный участок, по которому можно проследить строительную историю храма — Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и граффити.

Статья в тему:  Приготовление селедки под шубой пошаговый. Селедка под шубой — главное блюдо новогоднего стола

Средневековые новгородцы оставили множество надписей-граффити на стенах собора. Это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть. Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» — текст явно вызвал негодование.

Уровень пола здесь оставлен на отметке XII века. Здесь же есть изображение XI века святых равноапостольных Константина и Елены. Это единственная сохранившаяся храмовая роспись XI века в России. В паперти находится основная часть древних архиерейских и княжеских захоронений.

Голосники

В стены и своды собора вмонтированы глиняные горшки-голосники для лучшей акустики. Они облегчают верхние части конструкций и поглощают эхо. После войны, когда в соборе работал музей, здесь устраивали музыкальные концерты.

Иконостас

Большой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее. Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии — олицетворение Божественной Премудрости. Венчает его Христос, рядом с Софией — Богородица и Иоанн Предтеча.

Статья в тему:  Как навлечь беду на человека. Способы наведения без заговоров. Молитва возмездия на ветер

Купола

Изначально все 6 глав собора имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму.

Голубь на кресте

На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным. Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию. Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя.

Фреска

Изображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама — ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный.

Магдебургские врата

В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно. Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы. В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде.

Статья в тему:  Цекало родственник брежневой. Вы не поверите, но эти звёзды являются родственниками. Вера Брежнева и Михаил Киперман

Придел в честь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи

Рака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского у придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото Н. Басмановой

Легенды Великого Новгорода

Легенда о застывшем голубе

На кресте главного купола Софийского собора много лет сидит свинцовый голубь. История его появления там весьма трагична. Легенда гласит следующее: в 1569 году в Новгород пришел Иван Грозный с опричным войском, чтобы учинить расправу над новгородцами, которые, как своенравные жители независимой вечевой республики, отказывались признавать над собой власть поляков. В течение полутора месяцев по улицам города текли кровавые реки, все разворовывалось и уничтожалось. Говорят, что голубь, витавший над куполом Софийского собора, увидел ужас, который происходил в городе, окаменел от горя и навсегда остался сидеть на кресте храма.

Легенда об иконе Божией Матери «Знамение»

В Софийском соборе находится одна из наиболее почитаемых чудотворных икон и символов Великого Новгорода — «Знамение Пресвятой Богородицы».

Ее история начинается в 1169 году, когда, решив покорить Новгород, князь Андрей Боголюбский, двинулся на город с огромным войском. В Новгороде была лишь маленькая дружина, поэтому силы были неравными, и, казалось, судьба осажденного города была предопределена. Новгородцам оставалось лишь молиться и надеяться на чудо. В одну ночь архиепископ Иоанн, три дня не выходивший из Софийского собора и вместе в жителями молившийся там за спасение города, услышал голос, который велел ему отправиться в церковь Преображения Господня, взять оттуда икону Божией матери и установить ее на стену города напротив злодеев.

Статья в тему:  Реферат Охрана атмосферы от загрязнения вредными веществами. Понятие про ПДК. Как защитить воздух от загрязнения

Когда начался бой, множество вражеских стрел обрушилось на город и жителей. Некоторые стрелы попали и в икону Богородицы. Все, кто был рядом с ней, увидели великое чудо: икона повернулась лицом к городу, и с нее стали стекать слезы. В этот момент среди рядом осаждавших город прошло смятение. Перестав отличать своих от чужих, суздальцы стали нападать друг на друга и в панике пытаться покинуть новгородские земли. Увидев, что происходит, новгородцы не растерялись и атаковали врага.

После произошедшего икона стала самой почитаемой святыней Великого Новгорода, а на месте, где она стояла во время боя, был возведен Десятинный монастырь.

В 1980-е годы икона была подвергнута реставрации и тщательному исследованию, которое подтвердило данные легенды: в доске были обнаружены следы от наконечников стрел.

Легенда о том, как бедный гусляр стал богатым купцом

Жил в богатом Новгороде бедный гусляр Садко. Ничего у него не было — ни кола, ни двора, одни только гусли. Перебивался он тем, что играл на пирах в купеческих хоромах. Однажды случилось так, что перестали Садко на пиры приглашать. Расстроенный Садко взял свои гусли и пошел к Ильменю, где играл на берегу с утра до вечера. На закате поднялось озеро, и на берегу показался сам его хозяин — Морской царь. Он похвалил Садко за чудесную игру и поведал ему великую тайну. Он предложил гусляру устроить на одном из пиров спор — дескать, в Ильмене есть рыба — золотые перья, и Садко может ее выловить (естественно, при помощи Морского царя). Гусляр побеждает в споре, и купцы отдают ему свои лавки с товарами. Садко богатеет.

Статья в тему:  Централия (Пенсильвания). Город-призрак Централия (Centralia) в Пенсильвании, США

Еще на одном пиру Садко решает устроить еще один спор о том, что он может скупить все новгородские товары. Пари они проигрывает и отправляется после этого в заморские страны продавать товары. На обратном пути он вновь оказывается в гостях у Морского царя, который просит гусляра сыграть. Как говорится в легенде, Садко играл несколько дней, а царь танцевал, чем устроил бурю, из-за которой затонули корабли и погибли люди. Остановить царя смогло лишь одно — когда Садко оборвал струны на гуслях, последовав совету Миколы Можайского.

Однако морской царь не унимался и предложил Садко жениться на морской красавице. И вновь на помощь гусляру пришел Микола Можайский, который посоветовал ему жениться на замарашке Чернушке. Наутро после свадебного пира Садко проснулся уже в Новгороде и больше в заморские страны не ездил.

Новгород на бересте

Можно сказать, что многие важнейшие страницы истории Великого Новгорода — берестяные. Речь идет об уникальных археологических находках — берестяных грамотах (письма и документы XI–XV веков). Причем эти живые отпечатки истории на бересте, названные впоследствии мировой археологической сенсацией XX столетия, впервые были обнаружены именно в Новгороде в 1951 году научной экспедицией под руководством А. В. Арциховского. Так что в 2006-м исполнилось ровно 55 лет со дня той знаковой находки, обозначенной номером 1. По этому случаю в городе установили два памятных знака. Один на фасаде жилого дома по улице Десятинной, где жила Нина Федоровна Акулова. По сути, она не имела к археологии никакого отношения (находясь в декретном отпуске, женщина решила немного подработать), но оказалась счастливицей, обнаружившей берестяную грамоту № 1. К слову, она до сих пор является самым большим берестяным письмом, где перечисляются села, платившие повинность в пользу какого-то Фомы. Второй памятный знак расположен на улице Великой как раз на том месте, где чуть больше столетия назад была найдена первая берестяная грамота.

Статья в тему:  Военный. Каковы основные обязанности военнослужащего. Общие обязанности военнослужащих

Результат полувека археологических поисков в Великом Новгороде и его окрестностях — 959 писем и документов на бересте, из них в сезоне 2006 года — три новые грамоты. О них и других интересных находках ученые рассказывали на «Археологической пятнице», которая традиционно проходит в Новгороде в последнюю пятницу августа.

Тема берестяных грамот удивительно интересна. Когда читаешь переведенные и адаптированные к современному языку послания из прошлого, возникает ощущение, что столетия перемещаются и образуют единое историческое пространство.

«Поклон от Ефрема к брату моему Исихию. Не расспросив, ты разгневался. Меня игумен не пустил, а я отпрашивался. Но он послал меня с Асафом к посаднику за медом. А вернулись мы, когда звонили. Зачем же ты гневаешься? Я ведь всегда твой. Для меня оскорбительно, что ты так плохо сказал «И кланяюсь тебе, братец мой!» Ты бы хотя бы сказал: «Ты — мой, а я — твой!» (Берестяная грамота № 605).

«Поклонение от попа к Гречине. Напиши мне двух шестикрылых ангелов на две иконки на верх Деисуса. И целую (приветствую) тебя. А Бог (не постоит) за наградой, или же уговоримся между собой». (Берестяная грамота № 549).

«От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев». (Берестяная грамота № 377).

Статья в тему:  Облагаются ли лекарства ндс. Налогообложение аптек: что нового? Раздельный учет при разных ставках налога обязателен

Письма на бересте в Новгороде называли «берёсто». Свои сообщения новгородцы наносили на гладкую и чуть бархатистую поверхность березовой коры при помощи писала — костяного или металлического стержня. Судя по содержанию найденных берестяных посланий, население древнего Новгорода было грамотным от мала до велика, и писать письма, а иногда и обычные записки с какими-то повседневными просьбами или короткими репликами, считалось делом самым обычным. Что-то вроде сегодняшних sms. Ну вот, к примеру, одна из них: «От Бориса ко Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловек на жерепце, зане ми здесе дел много. Да пришли сороцицю, сороцицю забыло. (Борис просит прислать одного из слуг с жеребцом и сорочку, которую он забыл.) (Берестяная грамота № 43).

Одной из самых ярких находок считаются рисунки мальчика Онфима. Этот берестяной «альбом для рисования» можно увидеть в экспозиции Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника. Лично меня поразило то, что забавные человечки и лошадки напоминали рисунки моего сына, когда ему было года четыре. Видимо, дети всех столетий похожи.

Ученые предполагают, что культурные слои в Новгороде могут хранить не менее 20 тысяч берестяных грамот. Причем «берёсто» отлично сохраняются благодаря уникальной новгородской почве: она состоит из глины, обильно смоченной водой, и является превосходным консервантом.

Каждый археологический сезон приносит те или иные открытия, которые становятся очередным шагом в мир древнего Новгорода. Руководитель Новгородской археологической экспедиции, академик Валентин Лаврентьевич Янин, посвятивший «берёсто» многие годы своей научной деятельности, сравнивает их «с разбитым на сотни кусков громадным зеркалом, каждый осколок которого запечатлел небольшую, случайно отразившуюся в нем частицу давно исчезнувшего мира».

Статья в тему:  Человек который предпочитает быть один. Человек, который любит одиночество, кто он такой

На «Археологической пятнице» 2006 года академик Янин, к слову, почетный гражданин Великого Новгорода, рассказывал о найденных берестяных грамотах. Среди них, например, письмо № 957, датированное XII веком. Причем это днище берестяного лукошка, на котором начертано следующее: «Воибудено луконце. Иже е уклодет да проклят будет. А Шевко писал». Вот как ученый комментирует эту надпись: «Воибуда — это имя, состоящее из двух слов: „воин“ и „будешь“. То есть „будешь воином“. Далее текст понятен кроме слова „уклодет“. Такого глагола нет. Его можно прочесть как „украдет“, „уложит“. Или второе значение: „уклодет“ — положит сюда (в данном случае в лукошко) что-то без разрешения хозяина». Что касается автора столь устрашающего послания из XII столетия, имя «Шевко» происходит, по словам академика Янина, от слова «швец» — то есть портной, сапожник и т. п. В общем, этот Шевко сделал надпись на луконце своего знакомого (или друга) Воибуды. Чтобы боялись и чужого не трогали.

Археологический сезон 2006 года подарил около 2 тысяч находок: монеты, гребни, стеклянные бусы, ключи различной формы, счетные бирки, обломок гуслей, фрагменты кольчуги, перстни и нательные крестики, а также тележную ось, которую археологи относят к редким артефактам. На Рюриковом городище под Великим Новгородом найдены две амфоры, изготовленные в I–II тысячелетиях до н. э., а на Посольском раскопе в самом Новгороде обнаружена редчайшая каменная икона, где хранили реликвии. Этот реликварий, по оценке ученых, был изготовлен в Византии в XII веке. Но, пожалуй, самой удивительной находкой стал «Древнерусский кентавр». На Троицком раскопе, который расположен в самом центре Новгорода в районе Кремля, в слоях XI века найдена резная фигурка мужчины с копытами на ногах и луком за плечами. Древний мир послал ученым очередной «зеркальный осколок», в котором отражена Русь — загадочная и прекрасная.

Статья в тему:  Цвет орегонская сосна. Сосна тяжелая, или желтая — Pinus ponderosa. Сосна обыкновенная Pinus sylvestris

Елена ГЛЕБОВА
Фото автора
Командировка в Великий Новгород состоялась при поддержке АНО «Единство журналистики и культуры» и фонда Форда

  1. Великий Новгород и его окрестности. — М.. Аякс-Пресс, 2002.
  2. Янин, В. Л. Я послал тебе бересту. / В. Л. Янин. — Изд. 2-е, испр. и доп. новыми находками. — М.. Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 238 с.
  3. Янин, В. Л. Новгородские грамоты на бересте: ( из раскопок 1977-1983 гг.) / В. Л. Янин, А. А. Зализняк. — М.. Наука, 1986. — 309 с.. ил.
  4. Владимиров, М. Прото-Новгород / М. Владимиров. — Новгор. ведомости. — 2006. — 25 авг.
  5. Культура Новгородской области: информ. портал.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector