0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Употребление ъ и ь знаков: правила, особенности и упражнения

Употребление ъ и ь знаков: правила, особенности и упражнения

Как бы ни пытались убедить учеников в том, что знания, полученные ими в школьные годы, будут нужны им в будущем, к сожалению, это не так. Однако некоторые вещи, которым обучают в школе, на самом деле пригодятся во взрослой жизни. К примеру, умение грамотно писать. Чтобы овладеть им, нужно знать основные грамматические законы русского языка. Среди них — правила, регулирующие употребление разделительных ъ и ь знаков.

Разделительный Ь и Ъ знак: правила

Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И: бельё, платье, деревья, соловьи, вьюга.

В словах иностранного происхождения встречается написание разделительного мягкого знака Ь перед буквой О : бата льо н, бу льо н, меда льо н, пави льо н, почта льо н, шампи ньо н, ло сьо н.

Статья в тему:  Лемуры — интересные факты. Лемуры: фото, виды, описание Как и чем питаются лемуры

Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами Е, Ё, Ю, Я: подъезд, предъюбилейный, объявление, съёжился.

Нужно также помнить, что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, когда стоят после Ь и Ъ знаков + буква И, стоящая после Ь.

Это правило необходимо помнить при выполнении звуко-буквенного или фонетического анализа слова.

Как и любое другое правило, орфограмму правильного написания Ь и Ъ знаков необходимо отработать на практике. Для этого можно применять различные варианты заданий. Для удобства использования я составила 13 карточек, включающие в себя все необходимые виды упражнений для отработки или проверки данной орфограммы.

Также предложения, предлагаемые в карточках, можно использовать в качестве словарного или выборочного диктанта.

Упражнения на закрепление

Иногда трудно определить, где употребить ъ и ь знаки, поэтому правила нужно запомнить. Сначала определяют строение слова, то есть его морфемный состав. Например, если в корне находится мягкий знак, тогда подбирают однокоренные слова (веселье — весело, воробьи — воробышек). Это правило относится и к словам с твёрдым знаком, например, еду — съеду. Чтобы воспользоваться правилом, нужно придерживаться такого алгоритма:

  1. Произнести выражение.
  2. Определить, слышится ли перед гласным звук [й ‘].
  3. Выделить корень.
  4. Обозначить морфему, в которой нужно употребить графический знак.

В начальных классах правила изучают, а затем закрепляют с помощью упражнений. Например, нужно вставить на месте пропусков разделительный твёрдый или мягкий знак (ул…и, с… едобный). Объяснение простое: ульи — ставим ь, так как он относится к корню. В прилагательном съедобный употребляют ъ, так как он стоит между приставкой с-, которая оканчивается на согласный, и корнем перед буквой е.

Ещё одно задание — правильно записать выражения с корнем -ех-. Учащимся предлагают слова с…ехал, в… ехал, за… ехал. Для тренировки используют интересное задание, в котором необходимо записать слово буквами, а даётся оно в виде транскрипции. Например, обозначение звуковой схемы [с й’ э л] — съел. Сочетание второго и третьего звука указывает на необходимость употребления твёрдого знака.

Статья в тему:  Почему зимой нет грозы? Описание, фото и видео. Почему зимой не бывает грозы? Почему зимой не бывает грома

Обозначить орфограмму предлагают в тексте, где нужно найти и подчеркнуть слова. После этого дети объясняют свой выбор по представленному алгоритму. Работают с прилагательными, которые отвечают на вопрос «чьи?». Пример предложений: «Заячьи лапы остались на белом снегу», «Рысьи когти очень острые». Здесь в корне пишется мягкий знак.

Чтобы провести игру «Эрудит», на помощь придут пословицы, в которых употребляется противоположный знак. В них много слов на изученную орфограмму. Учитель предлагает прослушать и дать объяснение: «Ученье — свет, а неученье — тьма».

Иноязычные слова нужно запомнить. Некоторые можно часто встретить в ежедневном словаре. С ь пишутся: бульон, павильон, почтальон, шампиньон.

Изучение проходит на протяжении всего обучения в школе. В список употребления твёрдого знака входят подъезд, съёмка, объединить, инъекция, объект. Обращают внимание на слова «то бишь» со значением «а именно». Короткое «туш» пишется без ь, если имеют в виду музыкальное приветствие, а краска — это «тушь».

Можно сделать вывод, что для грамотного построения предложений необходимо обращать внимание на правила. Сначала определяют часть речи, затем подбирают проверочные или однокоренные слова. После этого выделяют морфемы. Такой подход поможет определить, какой знак необходимо употребить.

Методическая разработка занятия по русскому языку по теме: «Правописание Ъ и Ь знаков»

Тема 2.5. Правописание Ъ и Ь знаков

Цели занятия:

I Учебные цели:

Статья в тему:  Большой кит поедающий гигантских кальмаров. Чем питается кашалот и чем отличается от других китов. Большая удача ученых

1. Обобщить и закрепить знания о правописании Ъ и Ь разделительных знаков.

2. Рассмотреть случаи употребления Ь знака как средства обозначения мягкости согласных и как показателя грамматической формы слова.

II Развивающие цели:

1. Развивать навыки применения теоретического материала (правил) на практике.

2. Развивать устную и письменную речь студентов.

III Воспитательные цели:

1. Воспитывать интерес к предмету.

2. Воспитывать самостоятельность, ответственность.

Тип занятия: комбинированное занятие.

Место проведения: учебная аудитория.

Дидактическая база занятия: методические рекомендации для студентов, методические рекомендации для преподавателя, методическое пособие, рабочая тетрадь, учебник.

Студенты должны знать:

1. Случаи, когда Ъ и Ь знаки выступают как разделительные.

2. Случаи употребления Ь знака как показателя грамматической формы слова.

3. Случаи употребления Ь знака как средства обозначения мягкости согласных.

Студенты должны уметь:

1. Обосновывать выбор употребления на письме Ъ и Ь.

Студенты должны повторить:

1. Написание Ъ и Ь знаков.

Хронокарта занятия

Проверка домашнего задания

Работа в рабочей тетради. Закрепление материала

Знакомство с теоретическим материалом

Словарная работа

Сокращение штатов, ослепительный свет, согласовать с начальством, развивающиеся флаги, обогатиться содержанием, обличать ложь, смятение чувств, подражать отцу, увлекаться искусством, полоскать бельё, спишите упражнение, речной вокзал, закалялся зимой, умалять значение, расколол полено, проредить морковь, воплощение идеи, пленительная мечта, удивительное обаяние, потрясающий концерт, неиссякаемый источник.

? Выпишите из словосочетаний словарные слова, запомните их написание.

Статья в тему:  Сильные молитвы для защиты от нечистой силы

Искусство, полено, морковь, вокзал, мечта, обаяние, концерт.

Работа по карточкам

Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы. К словам с пропущенными орфограммами напишите в скобках проверочные слова.

Стр…хнуть снег, посп…шите на встречу, пос..дить дерево, тр…скучий мороз, прил…скать кошку, бл…стящие бусы, изв…валась тр…пинка, сделать скр…пя зубами, наука разв…вается, отв…рить окно, глаза сл…паются, раск…лил железо, раст…лковать смысл, деревенский ст…рожил, укр…щать животных, зав…зировать документ, посв…тить стихи маме, пос…деть от горя, насл…ждался музыкой.

Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы. К словам с пропущенными орфограммами напишите в скобках проверочные слова.

Прож…вать по адресу, прим…рять соперников, возгл…влять ведомство, пос…деть за столом,вы…вление ошибки, спл…тить друзей, др…жать от холода, маленькое прив…дение, нагн…тать напр…женность, восп…вать свободу, соблюдать ч…стоту, недост…жимый результат, оп…здать на урок, р…птать на судьбу, скр…пить подписью, ув…дать от жары, ум…лять о помощи, сп…лить дерево, опл…тить расходы, охр…нять склад, сильное пот…сение, выр…зить сож…ление.

Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы. К словам с пропущенными орфограммами напишите в скобках проверочные слова.

Зап…вать лекарство, неув…даемая красота, пок…рать за клевету, упр…стить задачу, выс…кать, искры, прож…вать хлеб, раст…нуться вдоль шоссе, запр…щенный приём, бл…госл…влять на подвиг, отв…рить макароны, зат…нувшийся спор, оч…рстветь душой, пр…дильный станок, в…сеть на заборе, зал…зать на дерево, б…рхатистая кожа, изв…ниться за оп…здание, ум…лять о помощи, разр…дить ружьё, проп…лоть грядку, об…жать стадион.

Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы. К словам с пропущенными орфограммами напишите в скобках проверочные слова.

Статья в тему:  Сурок серый. Серый сурок Распространенные виды сурка

Т…желый груз, встр…чать на пристани, к…смическая ракета, ч…стота ударов сердца, сп…шить на работу, прим…рять костюм, просл…влять поб…дителей, р…скошный приём, угр…жать войной, ук…ротить плащ, вост…ргаться картиной, у…звленное самолюбие, тр…вянистый настой, к…лючий кустарник, одр…хлеть от старости, опров…ргать слухи, внезапное возн…кновение, сх…матический чертёж, сат…рическое произведение, приехать изд…лека, обл…котиться на стул, зап…здалая зима.

! Говори правильно:

МусоропрОвод,

ходАтайство,

балОванный.

Задание 1. Составьте и запишите текст с данными словами словосочетания, поставьте ударение.

Знакомство с теоретическим материалом

Разделительный ъ пишется после согласных перед буквами я, ю, ё, е, передающими сочетания [ j ] с гласными, в следующих случаях.

1. После приставок, оканчивающихся на согласный. Примеры:

а) в словах с русскими приставками: безъядерный, въявь, взъяриться, взъесться, изъезженный, межъязыковой, надъесть, объехать, отъезд, подъёмник, предъюбилейный, предъявить, разъехаться, разъёмный, съесть, съёжиться, съязвить, сверхъестественный, сверхъёмкий, сверхъяркий;

Примечание. Буква ъ по традиции пишется также в слове изъян, хотя из- не является в нем приставкой.

б) в словах с приставками иноязычного происхождения: контръярус, постъядерный, постъюбилейный, субъединица, субъядро, суперъяхта, трансъевропейский.

Так же пишутся слова иноязычного происхождения с начальными частями аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об-, суб- , которые в языке-источнике являются приставками, а в русском языке в качестве приставок обычно не выделяются. К ним относятся: абъюрация, адъективный, адъективация, адъюнкт, адьюстаж, адъютант, дизъюнкция, инъекция, инъецированный, интеръекция, коадъютор, конъектура, конъюгаты, конъюгация, конъюнктив, конъюнктива, конъюнктивит, конъюнктура, конъюнкция, объект, объективный, субъект, субъективный.

Статья в тему:  Униженные и оскорбленные. "Униженные и оскорбленные": герои романа Достоевского (подробная характеристика)

2. В сложных словах: а) после начальных частей двух-, трёх-, четырёх-, напр.: двухьякорный, двухъёмкостный, трёхъядерный, четырёхъярусный; б) в словах панъевропейский, фельдъегерь.

Примечание. После начальных частей сложносокращенных слов разделительный ъ по традиции не пишется, напр.: военюрист, госязык, детясли, партячейка, продярмарка, спецеда, хозединица, иняз, Инюрколлегия, Минюст.

3. Буква ъ пишется также при передаче иноязычных собственных имен и производных от них слов (после букв, передающих парные твердые согласные), напр: Кизилъюрт (город в Дагестане), Торъял (поселок в республике Марий Эл), Го Хэнъюй (китайское личное имя), Хэнъян (город в Китае), тазабагъябская культура (археологическая), Ювясъярви (озеро в Фин- ляндии), Манъёсю (антология древнеяпонской поэзии).

Примечание. В этом случае разделительный ъ возможен также и перед буквой и, напр.: Дзюнъитиро (японское имя).

Во всех случаях, кроме указанных, после согласных перед буквами я, ю, ё, е, и, передающими сочетания [j] с гласными, пишется разделительный ь. Примеры: ья: дьявол, обезьяна, бильярд, семья, пьяный, колосья, ничья, пастушья, Лукьян; ью: вьюн, интервью, льют, семью, пью, рысью, пятьюдесятью, шью; ьё: соловьем, ружьё, льёт, вороньё, серьёзный, житьё, чьё, шьём; ье: премьера, пьеса, курьер, конферансье, варенье, затишье, Вьетнам, Фурье; ьи: воробьиный, соловьи, оладьи, медвежьи, варьировать, статьи..

Примечание. В некоторых словах иноязычного происхождения разделительный ь пишется перед о (в словах бульон, гильотина др.).

Для обозначения мягкости согласного Ь употребляется:

Статья в тему:  Наглость второе счастье. Как правильно требовать что, чего хочешь

1. На конце слова: зверь, кровь, читать.

2. После л перед другими согласными: бальзам, льняной.

3. В середине слова между согласными для обозначения мягкости первого: борьба, просьба.

Употребление Ь для обозначения грамматических форм после шипящих

1. В неопределенной форме глагола: беречь, стеречь.

2. В повелительном наклонении: назначь, съешь, приготовь.

3. Во 2 — м лице единственного числа глаголов настоящего числа: рожь, дочь.

4. В именах существительных женского рода единственного числа: рожь, дочь.

5. В наречиях: настежь, сплошь.

Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

6. В частицах: вишь, бишь, лишь, ишь.

Ъ не пишется:

1. В именительном падеже существительных мужского рода 2 – го склонения: меч, стриж.

2. В существительных женского и среднего рода в родительном падеже множественного числа: встреч, рощ, пепелищ.

3. В кратких прилагательных мужского рода: жгуч, свеж, хорош.

4. Между двумя согласными Л: аллея, иллюстрация.

5. В сочетаниях НЧ, НЩ, РЧ, РЩ, ЧК, ЧН, ЩН: мощность, наборщик, нянчить.

Закрепление материала

Ответьте на вопросы:

1. Когда употребляется ъ / ь разделительный знак?

2. Когда мягкий знак употребляется как показатель грамматической формы слова?

3. В каких случаях Ь знак не пишется?

4. Когда мягкий знак употребляется для обозначения мягкости предшествующего согласного?

Выполните упражнения

Упражнение 1. Запишите слова, распределяя их на группы.

Разделительный Ъ

Разделительный Ь

Статья в тему:  Что нужно в поход осенью. Снаряжение в поход весной и осенью. Питание в осеннем походе

Показатель грамматической формы

Намаж…те, компан…он, с…ёмочный, бр…ер, певуч…, лож…, пред…юбилейный, обез…яна, раз…яснить, с…экономить, зав…южило, откроеш…, интерв…ю, с…едобный, стрич…, ин…екция, невтерпеж…

? Какие слова вы не записали, почему?

Упражнение 2. Запишите одним словом (творческий диктант).

1. Крытый вход в здание

2. Снежная буря, метель.

3. Разносчик корреспонденции

4. Полоска земли вдоль берега моря, озера.

5. Носимое на шее ювелирное изделие.

6. Лицо, которое снимает помещение.

7. Место в пути, где дорога поднимается вверх.

8. Житель Москвы.

9. Темное время суток.

10. Человек, который играет на трубе.

Упражнение 3. Запишите предложения, объясните постановку Ъ и Ь знаков. Выделите грамматические основы.

Четырех…ярусные леса странно стали оживлят…ся. (И. Тургенев). Зари багряной полоса об…емлет ярко небеса (А. Пушкин). Ноч…ю волнами расшатало корму, и появилась теч… (К. Паустовский). Были открыты без…аварийные по…езды к больнице.

Выполнение заданий в рабочей тетради. Тема 2.5

Задания на дом

1. Русский язык под редакцией А. Н. Герасименко § 43.

2. Рабочая тетрадь тема 2.5.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 890 человек из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 308 человек из 64 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 989 человек из 81 региона
Статья в тему:  Как гадать по картам на любовь. Гадания с игральными картами на любовь. Значение карт при гадании

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Методическая разработка комбинированного занятия по русскому языку «Правописание Ъ и Ь знаков» Цели занятия: I Учебные цели: 1. Обобщить и закрепить знания о правописании Ъ и Ь разделительных знаков. 2. Рассмотреть случаи употребления Ь знака как средства обозначения мягкости согласных и как показателя грамматической формы слова. II Развивающие цели: 1. Развивать навыки применения теоретического материала (правил) на практике. 2. Развивать устную и письменную речь студентов. III Воспитательные цели: 1. Воспитывать интерес к предмету. 2. Воспитывать самостоятельность, ответственность. ВЫДЕРЖКА ИЗ ТЕКСТА «Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы. К словам с пропущенными орфограммами напишите в скобках проверочные слова. Стр…хнуть снег, посп…шите на встречу, пос..дить дерево, тр…скучий мороз, прил…скать кошку, бл…стящие бусы, изв…валась тр…пинка, сделать скр…пя зубами, наука разв…вается, отв…рить окно, глаза сл…паются, раск…лил железо, раст…лковать смысл, деревенский ст…рожил, укр…щать животных, зав…зировать документ, посв…тить стихи маме, пос…деть от горя, насл…ждался музыкой. Карточка 2. Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы. К словам с пропущенными орфограммами напишите в скобках проверочные слова. Прож…вать по адресу, прим…рять соперников, возгл…влять ведомство, пос…деть за столом,вы…вление ошибки, спл…тить друзей, др…жать от холода, маленькое прив…дение, нагн…тать напр…женность, восп…вать свободу, соблюдать ч…стоту, недост…жимый результат, оп…здать на урок, р…птать на судьбу, скр…пить подписью, ув…дать от жары, ум…лять о помощи, сп…лить дерево, опл…тить расходы, охр…нять склад, сильное пот…сение, выр…зить сож…ление. Карточка 3. Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы. К словам с пропущенными орфограммами напишите в скобках проверочные слова. Зап…вать лекарство, неув…даемая красота, пок…рать за клевету, упр…стить задачу, выс…кать, искры, прож…вать хлеб, раст…нуться вдоль шоссе, запр…щенный приём, бл…госл…влять на подвиг, отв…рить макароны, зат…нувшийся спор, оч…рстветь душой, пр…дильный станок, в…сеть на заборе, зал…зать на дерево, б…рхатистая кожа, изв…ниться за оп…здание, ум…лять о помощи, разр…дить ружьё, проп…лоть грядку, об…жать стадион. Карточка 4. Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы. К словам с пропущенными орфограммами напишите в скобках проверочные слова. Т…желый груз, встр…чать на пристани, к…смическая ракета, ч…стота ударов сердца, сп…шить на работу, прим…рять костюм, просл…влять поб…дителей, р…скошный приём, угр…жать войной, ук…ротить плащ, вост…ргаться картиной, у…звленное самолюбие, тр…вянистый настой, к…лючий кустарник, одр…хлеть от старости, опров…ргать слухи, внезапное возн…кновение, сх…матический чертёж, сат…рическое произведение, приехать изд…лека, обл…котиться на стул, зап…здалая зима.»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector